bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Атеистическое Рождество: Сказка для взрослых

     Чешский писатель и публицист Йиржи Пеге эмигрировал в Америку в 1981 году. В 80-х годах он работал на радио "Свобода", с 1997 по 1999 возглавлял отдел политики в администрации президента Гавела. В настоящее время Пеге руководит Пражским институтом демократии, экономики и культуры Нью-Йoркского университета. 22 декабря 2014 он опубликовал статью о чешском Рождестве. Этот текст вполне бы мог возникнуть на три года раньше или на два года позже - Рождество в этой стране всегда одинаково.

                                                                        ЙИРЖИ ПЕГЕ

                                          ПОЧЕМУ ЧЕШСКОЕ РОЖДЕСТВО - ЭТО ТОЛЬКО СКАЗКА

  Разные народы по-разному празднуют Рождество, но для большинства из них серьёзную роль играет религиозный аспект праздника. Наше Рождество - это просто Сказка. Раздающие подарки фигуры, такие как Санта-Клаус, Ноэль или Дед Мороз, существуют и в других культурах, но почти нигде Рождество не воспринимается исключительно в качестве Сказки для детей и взрослых.

  Наша медийная политика тоже руководствуется пониманием Рождества как Сказки. На телевизионных каналах можно найти и трансляции проповедей из костёлов, и дебаты о вопросах веры, но преобладают в программе сказки. В других западных странах в рождественский период телевидение и кино тоже предлагают зрителю фильмы с моралью и со счастливым концом, однако такого тотального гоподства сказок, как у нас, не найти нигде. К тому же наши сказки часто не имеют с религиозным посланием Рождества ничего общего.

  Разумеется, тому есть много объяснений, и самое простое из них заключается в том, что секулярные чехи полностью отдали Рождество детям. А может быть мы сохранили менталитет, выработанный перед 1989 годом, когда подчёркивание сказочных черт Рождества было способом, позволяющим сохранить его трансцедентальный или, если угодно, сверхъестественный характер в обществе, официально бывшим атеистическим.

  Теле- и киносказки, которыми нас бомбят каждый год, представляют собой отдельную главу Сказочного Рождества. Как уже было сказано, они не имеют ничего общего не только с верой, но и с теми идеалами любви и добра, которые олицетворяет Рождество. За исключением того, что у сказок всегда хороший конец.

  Кроме того, в чешcких сказках всё время обыгрывается несколько базовых стереотипов. Например, плебейский "Гонза"*, который хитрoумнo завоёвывает сердце какой-нибудь принцессы. Беспомощный король. И, конечно же, коварные советники, обворовывающие доброго короля и простой народ. Чешские сказки ходят по зачарованному кругу. Если в них можно найти некое развитие, то это появление "феминистических" принцесс**. Что само по себе интересно, ибо свидетельствует об изменении нашего восприятия роли женщин в обществе. Тут киносказки несколько опережают туповатую чешскую политику.

  Hо самое интересное - это чешскиe фигуры чёрта и других сверхъестественных существ. Наш чёрт - отнюдь не олицетворение Зла, не дьявол, с которым нужно бороться. Скорее это олицетворение суетливости и особой глупости. Черти в чешских сказках - ребячливые создания. Если они и затевают что-нибудь дьявольское, то напарываются на добродушного пастушка Гонзу, который принципиально не воспринимает их всерьёз и всегда побеждает.

  Однако весьма подобно и чешское сказочное понимание Неба. Ангелы и другие небесные создания в чешских сказках часто бывают комическими фигурами***. Вертикаль, которая в более религиозных обществах делает Рай и Ад серьёзными вещами, ибо речь о борьбе Добра со Злом в высшем смысле слова, у нас полностью отсутствует. Кажется, они не дифференцированы не только в наших сказках, но и в обычной жизни. Поэтому, когда такой человек как Вацлав Гавел всерьёз говорит, что Правда и Любовь побеждают, его сразу же отвергают, как компонент сказочного кича****.


------------------------------------------

* Глупый Гонза в чешской традиции примерно соответствует Ивану Дураку в русских сказках.

** О современных чешских киносказках  и o появлении в них феминистских образов принцесс см. Czeski film

***  Предельным воплощением сказочно-чешского представления о Небесах можно считать фильм 2005 года "Ангел Господень". Дева Мария печёт ко дню рождения Иисусика рождественское печенье, а ангелы репетируют для него хоровое пение. Чёрт чертыхается, а Господь Бог восклицает "Господи Боже!" Даже распределение ролей в этом фильме носит юмористический характер. Анна Гейзерова сыграла св. Анну, Вероника Жилкова - св. Веронику, Габриэла Освальдова - архангела Гавриила. Роль Бога исполнил Йиржи Бартошка, в реале - президент Карловарского кинофестиваля. Сказка считается классической, и на днях были начаты съёмки её продолжения. "Ангел Господень -II" выйдет на экраны в ноябре 2016 года. А вот трейлер первой части фильмa:



**** "Правда и Любовь побеждают" - девиз президента Гавела. В чешском обществе нет однозначного отношения ни к личности Гавела, ни к его девизу. Особенно неоднозначно они стали восприниматься после Косовской войны.
Tags: bohemia, votum separatum
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →