bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Купить Конопиште.

  Когда после публикации поста "Продать Карлштейн" ув. [info]volna3  спросила, нет ли у меня столь же интересной истории о замке Конопиште, я оказался в затруднительном положении. Я никогда не занимался историей Конопиште, да и не привык писать на заказ, к тому же афера с продажей Карлштейна сама по себе неповторима. С другой стороны, мне не хотелось обманывать ожидания читательницы, у которой, по её словам, с замком связаны какие-то воспоминания личного характера. Я обещал найти что-нибудь... и задержался с исполнением обещания сверх всякой меры. Но недавно случай привёл меня как раз в Конопиште. Там я узнал ряд интересных подробностей из его истории. Выяснилось, в частности, что  некоторым из владельцев замка довелось приобрести его при весьма необычных обстоятельствах. Да и сами его хозяева были людьми, заслуживающими внимания.

  Замок Конопиште расположен  километрах в сорока на юго-запад от Праги. Название его, как нетрудно догадаться, происходит от конопли, некогда в изобилии произраставшей в здешних краях. Совершить виртуальную прогулку по замку и прилегающему парку можно на страницах http://www.virtualtravel.cz/zamek-konopiste.html .Чтобы картинка ожила, нужно кликнуть на надпись spustit prohlidku  в её правом нижнем углу. Всего там представлено шесть различных панорам. 
 

Некогда Конопиште было крепостью. В XV веке его владельцами были католики Штернберги, и в разразившейся междуусобной войне король-гусит Йиржи (Георгий) Подебрад полтора года осаждал Конопиште, пока его гарнизон не сдался. После чего король передал замок во владение своему четвёртому сыну Йиндржиху (Генриху), князю Минстбергу, обычно называемому князь Гинек (1468 г.) Этот Гинек был ренессансным плейбоем, звездой рыцарских турниров, переводчиком Бокаччо и автором эротических стихов, долгое время запрещавшихся из-за их крайне фривольного содержания. Многие историки настаивают, что он был и первым в истории чехом, умершим от сифилиса. Последнее не вполне сочетается с общепринятой датировкой появления этой болезни в Европе в начале 1493 года, поскольку Гинек скончался ещё в 1492-м, но к нашей теме сия драма уже не имеет прямого отношения, поскольку к тому времени он успел давно лишиться всего своего имущества, а Конопиште было возвращено Штернбергам.

  К началу Тридцатилетней войны крепость сменила владельцев, теперь ими стали князья Годейoвские, перестроившие старую крепость в ренессансном стиле. Они были протестантами и выступили против Габсбургов на стороне Фридриха Пфальцского, известного, как Зимний король. Кстати, некоторую часть своего недолгого правления он провёл, гостя как раз в Конопиште у Годейoвских. После поражения протестантов у Белой Горы Годейoвских приговорили к конфискации двух третей имущества. Их бывшие владения были выставлены на продажу.

  Конопиште в 1623 г.  купил победоносный имперский полководец  Альбрехт Валленштейн. Впрочем, "купил" - это некоторое преувеличение. Правильнее сказать, приобрёл. Дело в том, что он так и не заплатил 65 606 золотых, в которые был оценён замок. Что не помешало ему три месяца спустя продать Конопиште уже за 120 000 золотых Павлу Михне из Вацинова, генеральному поставщику императорской армии. Михна из Вацинова, в отличие от Валленштейна, был добросовестным приобретателем. Хотя, как посмотреть... Он ведь был участником так называемого монетного консорциума, выпускавшего порченую монету, что привело в конце концов к государственному банкротству... В любом случае, недостатка в средствах этот достойный пан не испытывал.

  Последующие сто лет замок, в 1648 г. совершенно разорённый шведскими войсками и обременённый долгами, переходил из рук в руки, пока наконец в 1716 г. его не купил за 300 310 золотых граф Ян Йoзеф Втрба, бургграф королевства Чешского и кавалер ордена Золотого Руна. Втрбы, бывшие одним из богатейших богемских семейств, снова перестроили Конопиште и владели им до 1830 г., пока в возрасте 72 лет не скончался последний из этого рода, Франтишек Йoзеф Втрба.

  Рассказывают, что старый Втрба завещал родовые владения (а Конопиште было лишь их частью) князьям Лобковицам в благодарность за то, что однажды, когда он упал на одной венской улице и беспомощно лежал на тротуаре, случайно проходивший мимо  Ян Карел Лобковиц (кстати, камергер императора), помог старцу подняться, отвёз его к себе домой и ухаживал за ним самым лучшим образом. Как бы там ни было, в собственности Лобковицeв замок оставался до 1887 г., пока они не продали его за 6 000 000 золотых Францу-Фердинанду д'Эсте, наследнику австро-венгерского трона.

  При нём Конопиште было в очередной раз перестроено и приобрело свой нынешний вид. Перестройка проводилась по проекту Яна Моцкера. Этому же архитектору обязаны своим нынешним видом Карлштейн и многие пражские объекты, которые он реготизировал, например, Пороховая башня.  В 1900 году Франц-Фердинанд женился на графине Жофие Хотковой. Конопиште было их постоянной резиденцией. Дети от этого брака , считавшегося морганатическим, не имели прав на трон и получили титул князей Гогенбергов. Их было трое - Максимилиан (как старший, он носил титул не князя, а герцога), Эрнест и София (они родились в Конопиште). После убийства в Сараево Франца-Фердинанда и Жофии Гогенбергов стали называть первыми сиротами Великой войны. Они были последними владельцами замка Конопиште.

  После распада Австро-Венгрии Чехословакия признала Гогенбергов ветвью Габсбургов, и на этом основании их имущество было конфисковано.  София осталась жить в Чехословакии. Её дети считали себя немцами и во время войны служили в вермахте. Один из них погиб на восточном фронте, ещё один умер в советском плену. Саму Софию депортировали в Австрию в 1946 г. Она дожила до 1990г.

  Австрийская Республика Гогенбергов Габсбургами не считала, и их имущественных прав не нарушала. Максимилиан и Эрнест уехали в Австрию в 1921 г. У каждого из них было там по замку, впрочем, более скромному, чем Конопиште. Когда они уезжали, их багаж тщательно проверяли. Из Конопиште им не было разрешено взять даже фотографии. Максимилиан со своими сторонниками, легистами и монархистами, участвовал в уличных драках против нацистов. За неделю до аншлюса Австрии Германией он разбил тростью какую-то витрину в Вене и разорвал выставленный там портрет Гитлера. Надо сказать, что Гитлер всегда относился с ненавистью к дунайской монархии, к Габсбургам вообще и Францу-Фердинанду в частности, называя последнего чехизатором Центральной Европы.

  Заняв Австрию, нацисты отправили братьев Гогенбергов в Дахау. Их собственность в Австрии конфисковали. (В Конопиште в это время располагался  штаб СС). По свидетельству бывшего с ними в концлагере Леопольда Фигеля, ставшего впоследсвии австрийским канцлером и министром иностранных дел, Гогенберги переносили все лишения и унижения с необычайным мужеством и достоинством, вызывая восхищение других заключённых. Максимилиан был выпущен на свободу через два с половиной года. После войны он стал бургомистром в городке Артштеттен в советской оккупационной зоне, где находился и одноимённый замок, возвращённый ему в 1949 г., и установил добросердечные отношения с командиром советского гарнизона. На этом посту он пребывал до 1960 года. В 1961-м вёл переговоры с австрийским правительством о условиях возвращения Габсбургов в страну, а умер на следующий год, немного не доживя до 60-ти, от инфаркта. Эрнест, остававшийся в лагере до 43-го года, не дотянул и до пятидесяти.

  Сын Максимилиана Георг Гогенберг, нынешний глава рода, был во времена понтификата Иоанна Павла II австрийским послом в Ватикане.

  Конопиште же с 1921 года является государственной собственностью. В 2001 г. замок был объявлен национальным памятником культуры. 


 

Tags: bohemia, genius loci
Subscribe

  • Risky business - II: Торжество Диониса

    За свою жизнь я понял вот что: изучая посвящённую средневековью литературу, можно гораздо больше узнать об эпохе, в которую эта литература была…

  • Триумфальная арка Максимилиана

    В молодости Максимилиану довелось побывать пленником города Брюгге. Казалось бы, невозможно унизить государя сильнее. Однако Венеции это удалось.…

  • Империя Максимилиана

    Чезаре Борджиа по меньшей мере на первых порах вызывал у Николо Макиавелли восхищение своей решительностью и последовательностью (под конец всё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments