С гордостью это скажу: из пространного Крита я родом.
Скажите мне, что у вас пишут об эгейских цивилизациях бронзового века, и я скажу, в какую эпоху вы живёте. Цвет времени меняется быстро. Выкладывая 4 ноября 2015 года пост Миниатюра минойская, или Бронза и ар-нуво, я ещё не знал, что неделей раньше на сайте университета Цинциннати и в газете The New York Times уже появились первые публикации, посвящённые захоронению воина с грифоном, обнаруженному археологической экспедицией Шэрон Стокер и Джека Дэвиса в окрестностях Пилоса. Сначала заговорили об открытии года, потом - об открытии десятилетия, вслед за этим - о крупнейшем открытии за последниe 65 лет. Сегодня речь уже идёт об эпохальной находке, которая заставит нас в очередной раз переписать историю культуры. И не только культуры.
Эпоха бронзы в Эгеиде, как время и место зарождения первой западной цивилизации, имеет для европейцев исключительное значение. В археологии крито-микенской культуры насчитывается несколько открытий эпохального значения, сделанных между 1876 и 1967 годами Генрихом Шлиманом в Микенах, Артуром Эвансом в Кноссе, Карлом Блегеном в Пилосе или Спиридоном Маринатосом в Акротири. Но в 1974 году Маринатос погиб во время раскопок, и с тех пор никому не удавалось найти в бассейне Эгейского моря ничего сенсационного. В последующие сорок лет недостаток новых данных компенсировался разнообразием интерпретаций уже имеющихся сведений. Я наблюдаю за этим процессом в реал-тайм если не всю жизнь, то по меньшей мере лет с двенадцати, и пришёл к выводу, что человечeская фантазия не знает границ.
Жизнь в минойском дворце. Современная реконструкция
Мы довольно много знаем об искусстве означенного периода, имеем некоторое представление о его быте и даже можем частично восстановить существовавшие в ту пору религиозные представления, но политическая история минойского Крита и микенской Греции остаётся предметом догадок и пересматривается нон-стоп. Более-менее надёжно установлено, что на Крите дворцовый период начался на полтысячелетия раньше, чем в материковой Греции; что примерно в XV веке до н.э. критские дворцы подверглись разрушению (возможно, по вине землетрясения, внешнего вторжения или внутренних беспорядков; связь деструкции с извержением вулкана на Фере весьма спорна); что после катастрофы на Крите был восстановлен только один дворцовый комплекс - кносский; что вскоре в критских захоронениях появились микенские предметы, а минойское письмо вышло из употребления и сменилось микенским; что на материке строительство дворцов началось примерно в то время, когда на острове они превратились в руины.
Истолковывать подобные сведения можно как угодно, и ключевую роль в реконструкции имевших место событий играют взгляды и воображение историков. Представьте себе, что пройдёт ещё три с половиной тысячи лет, и в LV или LVI веке учёные будут реконструировать события ХХ столетия по археологическим данным и случайным обрывкам кинохроники. Сначала их взору откроется картина чудовищных разрушений на просторах от Рейна до Волги, а потом они узнают о возведении в Бухаресте дворца, которому в означенную эпоху не было равных в мире. Скорее всего, наши потомки придут к выводу, что Румыния завоевала Европу. Латинский алфавит они назовут румынским (в этом будет своя логика), а переход Казахстана с кириллицы на латиницу сочтут доказательством того, что в начале XXI века силе румынского оружия покорилась даже Великая Степь. Впрочем, я исхожу из того, что учёные будущего окажутся идеологически беспристрастны. О нашем времени этого сказать нельзя.
Минойскую цивилизацию открыл сэр Артур Эванс, англичанин, живший во времена расцвета британского колониализма. Он провозгласил, что минойский Крит был островной империей, а на материке находились лишь его колонии, не имевшие самостоятельного политического и культурного значения. Однако континентальным европейцам эта идея не понравилась, и они вскоре выдвинули cвои версии. Германские национал-социалисты объявили минойцев изнеженной и женственной расой, которую победили пришедшие с севера мужественные арийцы, а советские марксисты классифировали минойское общество как матриархальное, сменившееся патриархальной цивилизацией микенцев в соответствии с законами всемирно-исторического развития. Впрочем, идея расового отличия минойцев от ахейцев нравилась и Ивану Ефремову, и он рассматривал критян, как ветвь дравидов.
Феминистки обнаружили на Крите гендерно гармоничный социум, разрушенный ахейскими сексистами-шовинистами (в работе одной из них я встретил мелодраматичное описание двухсотлетней партизанской войны, которую минойские мужчины и женщины вели против микенских оккупантов). Какая-то другая дама написала мрачную фантазию о том, что минойцы были народом некромантов, и строили свои великолепные дворцы исключительно в качестве храмов, где почитали мёртвых предков, а сами ютились в хижинах. Прочие авторы, напротив, отмечали необычайную жизнерадостность критского искусства, и многие из них говорили, что минойская цивилизация была насквозь пацифистской. Эта концепция рассыпалась, когда были обнаружены не только многочисленные экземпляры критского оружия, но и военные сцены на минойских фресках. На одной из них белый офицер явно командовал отрядом чернокожих воинов, и тут пришла очередь возрадоваться мультикультуралистам...
И я ещё нe касаюсь проблематики Фестского диска, в котором видели всё, что угодно, от донесения минойского дипломата о ситуации в Западной Анатолии до рассказа о судьбе Атлантиды и от гимна богам до потока сознания сумасшедшего. Чтобы получить искомый результат, текст читали слева направо, справа налево, по-гречески, по-этрусски, по-лувийски, по-хеттски, по-египетски, по-угаритски, а также объявляли календарём или приспособлением для настольной игры, правила которой утрачены. Kоличество научных расшифровок Фестского диска сегодня исчисляется десятками, псевдонаучных и антинаучных - сотнями (в Сети вы без труда найдёте статьи, в которых доказывается, что это то ли плач очень древних русских людей по России, у которой уже тогда были какие-то проблемы, то ли свадебный договор на казахском языке). Одну из самых забавных версий прочтения Фестского диска я излагал в посте Перефомить Фоменко.
О тексте Фестского диска можно определённо сказать только одно: там написано то, что вы видите на данной картинке, и никто не в состоянии это прочесть. В этой связи Артур Кларк однажды задался вопросом: как мы собираемся расшифровать послaния внеземного разума, если нам непонятны даже письмена собственных предков?
Наконец, в 2015 году университет Цинциннати получил разрешение на возобновление раскопок в найденном ещё Карлом Блегеном Пилосе. 28 мая того же года Шэрон Стокер и Джек Дэвис обнаружили в расположенной недалеко от дворца Нестора оливковой роще захоронение бронзового века. Точнее, в учебниках будет написано, что эту могилу нашли они. Слава всегда достаётся руководителям экспедиции. В их группу входили 35 человек, и людей, которые напосредственно обнаружили погребение воина с грифоном, зовут Элисон Филдс и Флинт Диббл. Я упоминаю об этом из чувства справедливости. Интервью со Стокер или Дэвисом вы прочтёте где угодно, но имена Филдс и Диббла русскоязычным поисковикам неизвестны.
Основная фаза раскопок продлилась шесть месяцев, а в целом работа над пилосским захоронением займёт годы. Это одна из богатейших находок в истории археологии. Общее количество обнаруженных возле тела воина с грифоном предметов приближается к невероятным полутора тысячам. Помимо метрового меча, кинжала и остатков доспехов, среди них есть и бусы, и чудесное бронзовoe зеркало, и изящный гребень из слоновой кости (кажется, ЛГБТ-сообщество не очень интересуется археологией, иначе оно сделало бы из этих находок собственные далекоидущие выводы; впрочем, я не исключаю, что мы их ещё дождёмся). Захоронению посвящён отдельный сайт, и там есть раздел, где собраны публикации о находке в мировой прессе http://www.griffinwarrior.org/index.html (на английском языке).
Обнаруженные в могиле артефакты вводятся в оборот постепенно, a обнародование каждого из них сопровождается настоящей рекламной кампанией. Название "воин с грифоном" было дано погребённому в оливковой роще воину благодаря лежавшей у его ног пластине из слоновой кости, на которую нанесено первое в истории Европы изображение этого сказочного существа. Насколько я знаю, оно до сих пор не опубликовано, хотя о его существовании объявлено ещё два года назад. Другое фигурирующее в прессе имя воина с грифоном - "властелин золотых колец". В его захоронении, помимо пятидесяти каменных печатей, нашлись и четыре золотых кольца с типично минойскими мотивами.
Два из четырёх золотых колец, обнаруженных в захоронении воина с грифоном. Они считаются подлинными, потому что похожи на десятки других известных минойских артефактов.
Название "Властелин золотых колец" куда многозначительнее, чем может показаться на первый взгляд. Особенно, если учесть, что находка сделана рядом с дворцом Нестора. В Оксфорде есть музей Эшмола, в котором, помимо прочего, выставлено и несколько минойских перстней. Известно, что именно они вдохновили Толкиена на написание "Властелина колец". Одно из них, известное как кольцо Нестора, было по случаю куплено Артуром Эвансом в 1924 году. В 50-х годах ХХ века сей предмет убрали в запасник, признав его фальсификатом, воспроизводящим не только египетские, но и скандинавские мотивы, и совершенно непохожим на минойские артефакты. Нанно Маринатос, профессор чикагского университета и дочь Спиридона Маринатоса, и сейчас приводит доказательства фальсифицированности данного артефакта.
Однако в 1995 году кольцо Нестора вновь включили в экспозицию музея Эшмола, решив, что оно может быть и подлинным. Логика была такая: фальсификатор продал бы Эвансу подделку с каким-нибудь узнавaемым минойским сюжетом, вроде прыжкa через быка или богини в юбке-колоколе. A раз изображение не соответствует минойским канонам, то оно должно быть подлинным. Ну не мог же поддельщик работать настолько плохо, чтобы по глупости изобразить на минойском кольце египетских львов и скандинавское Древо Мира? Наверное, мы многого ещё не знаем, и у минойцев было своё Древо Мира... Хотите - верьте, хотите - нет, но в миноистике и микенологии подобная аргументация считается вполне приемлемой.
Кольцо Нестора, считающееся подлинным на том основании, что оно совсем не похоже на остальные минойские артефакты
Практически все предметы в могиле воина с грифоном (за исключением оружия) - минойского происхождения. Это породило массу спекуляций, особенно в любительской среде. Кто-то даже объявил покойного ахейским царём, завоевавшим Крит и захватившим там богатые трофеи. Однако, хотя датировка захоронения воина с грифоном (1500-1450 г. до н.э.) столь же приблизительна, как и дата разрушения минойских дворцов (около 1470 г. до н.э.), он вполне мог умереть ещё до падения Крита. Так что с не меньшим основанием мы могли бы вернуться к старой теории Эванса о критском империализме и счесть воина с грифоном нe микенским завоевателем, a минойским колонизатором. Но новейшие веяния предлагают нам иной ход мысли.
Ещё в 2013 году появились результаты ДНК-анализа останков 37 минойцев, живших на критском плато Лассити между 2400 и 1700 годами до н.э. Они полностью опровергли гипотезу о североафриканском происхождении минойцев и установили их генетическую связь как с современными жителями тех же мест, так и с древним и современным населением Европы. Первую европейскую цивилизацию создали автохтоны. С подробной статьёй о методике, ходе и результатах исследования вы можете ознакомиться здесь: https://www.nature.com/articles/ncomms2871 (на английском языке). Хотя последние лет сто все концепции эгейской истории бронзового века строились на противопоставлении неиндоевропейских минойцев и индоевропейских микенцев, генетически они оказались ближайшими родственниками.
В январе 2017 года Дэвис и Стокер высказали мнение, что минойская и микенская культура неразрывно сплелись ещё на ранних стадиях, и что обнаруженная могила принадлежит одному из микенских ценителей минойского искусства. Дэвис обратил внимание, что минойцы были единственным народом, который египтяне называли, не указывая имя его верховного правителя. Минойские правители были скорее высокопоставленными гражданами, нежели властителями, распоряжавшимися жизнями подданных. На Крите не было свойственного Востоку деспотизма. Не было его и в Микенах (а микенская терминология, обозначающая правителей, по-видимому, была заимствована на Крите). Это позволяет нам разглядеть в Кноссе семена демократии, которые, будучи засеяны в Микенах, через тысячу лет взошли в Афинах.
Джон Беннет, директор Британской школы в Афинах, зашёл дальше и заявил, что, возможно, мы напрасно навязываем древним обитателям Эгеиды жёсткую минойскую или микенскую идентичность. Видимо, они были двуязычны и объединены общей культурой, вступали в смешанные браки и поклонялись одним и тем же богам. В этой связи он употребил любопытное выражение: "в позднеминойский период в Кноссе могло быть нечто большее, нежели эгейский Евросоюз" (очень длинную статью об этом на английском языке вы можете прочесть здесь: https://www.smithsonianmag.com/history/golden-warrior-greek-tomb-exposes-roots-western-civilization-180961441/). Любопытно сопоставить эту точку зрения с гомеровскими строками:
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян; киконы
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кносcе живущих...
Что ж, при желании эти строки вполне можно считать описанием прото-Евросоюза. Между тем летом 2017 года появились данные новейшего генетического анализа позволившие рассматривать минойцев и микенцев в качестве единой общности. Вслед за опровержением идей о критянах, как о выходцах из Африки, отвергнуты и гипотезы об ахейцах, как о переселенцах из далёких степей. Автохтонами оказались творцы обеих ветвей древнейшей европейской культуры. Выяснилось, что у микенцев действительно была определённая примесь крови северных пришельцев, но составляла она лишь от 4 до 16% (исследованы были ДНК и связи между ними у десяти минойцев, четырёх микенцев, пяти представителей иных существовавших в Эгеиде культур бронзового века, трёхсот тридцати четырёх других древних людей со всего мира и десяти современных греков; подробности - здесь: http://www.sciencemag.org/news/2017/08/greeks-really-do-have-near-mythical-origins-ancient-dna-reveals, на английском языке)
К осени 2017 года сложилась новая концепция эгейской цивилизации бронзового века. Возможно, широкая публика не обратила бы на это должного внимания, но 6 ноября Шэрон Стокер и Джек Дэвис ознакомили человечество с самой феноменальной из обнаруженных в могиле воина с грифоном находок - геммой, получившей название "Агат с боевой сценой из Пилоса". На ней изображён бесспорный миноец, словно сошедший со знаменитой кносской фрески, которую называют то в духе романтизма "Принц с лилиями", то в стиле Фрезера "Царь-жрец". Минойский герой побеждает двух противников, которых невозможно идентифицировать, потому что они явно носят одежду с рисунком тартан, абсолютно неизвестным в Эгеиде бронзового века (наистарший известный тартан зафиксирован лет на 700 позже и в совсем другой части Европы).
Всюду, где обсуждается этот артефакт, кто-нибудь обязательно вспоминает фильм "Троя" и сравнивает технику боя неизвестного минойца и Брэда Пита. Кстати, в сцене поединкa Ахилла и Боагрия техника правильная. Брозовые клинки использовались именно для нанесения колющих ударов. В остальных сценах в "Трое" (Парис против Менeлая, Гектор против Патрокла, Ахилл протв Гектора) герои сражаются бронзовыми мечами так, как если бы они были стальными, что с исторической точки зрения абсурдно.
Думаю, есть смысл сравнить агат из Пилоса с другими микенскими сценами боя. Например, с давно и хорошо известной пластиной из могильного круга А в Микенах:
Или один из этих артефактов является копией другого, или оба они восходят к какому-то одному, неизвестному мне образцy. Пожалуй, не помешает взглянуть и на прорисовку обоих изображений на бумаге. B Сети мне удалось найти только зеркальный вариант микенской пластины. Но для наших целей его вполне достаточно.
Проблема агата из Пилоса не в опережающей своё время проработанности мускулатуры фигур и не в присутствии на картине тартана, а в немыслимой детализированности изображения. То, что вы видите - это многократно увеличенная картинка, полученная с помощью фотомикроскопа. В реале размер геммы - 3,6 сантиметра. Некоторые детали занимают всего полмиллиметра и совершенно не видны невооружённым глазом. Очень осторожно говорится, что и заказчику, и мастеру была необходима как минимим сильная лупа. Как чисто технически кто-то мог изготовить подобную вещь в бронзовом веке? Если не привлекать теории путешествий во времени или вмешательства в работу мастера олимпийских богов, то единственный рациональный ответ - никак.
Hа этом месте любой посетитель Эрмитажа может вспомнить камею Гонзага. Но она изготовлена из оникса и создана через тысячу с лишним лет после агата из Пилоса, а её размер составляет что-то около 15 самтиметров. Как сделана камея Гонзага, объяснить можно, как сделан агат с боевой сценой из Пилоса - нет. По сути, агат из Пилоса - это неуместный артефакт (ещё есть хороший термин "академическая шутка"; однажды с его помощью была спасена честь китайских археологов, попытавшихся предъявить миру алюминиевые пряжки, найденные в захоронении времён династии Чжоу). Тем не менее, я полагаю, что агат из Пилоса будет признан научным сообществом подлинным, а учебники по истории искусства окажутся в очередной раз переписаны. Немыслимо опережающий своё время минойский артефакт - это как раз то, что сейчас нужно.
Мы живём в эпоху евроинтеграции (Брекзит тут ничего не меняет). Как и любая предыдущая эпоха, наше время требует собственной интерпретации истории бронзового века. Новейшая концепция гласит, что свобода, демократия, космополитизм, гендерное равноправие, изысканный комфорт, утончённый стиль и технологическое превосходство - то есть всё то, что делает Европу Европой, а Запад Западом - существовали на Крите уже три с половиной тысячи лет назад. И в сущности, вся последующая история нашей планеты - это идущее с переменным успехом приобщение человечества к минойским идеям и идеалам. Bсе мы теперь немного минойцы. Я даже опасаюсь смотреть в зеркало. Вдруг вместо привычного Вертумна там обнаружится Принц с лилиями. Или Минотавр.
P.S. В сентябре 2017 года было объявлено, что в окрестностях Орхомена обнаружено неразграбленное захоронение микенского воина, относящееся к XIV веку до н.э. Прошлое Эгеиды обещает стать ещё более интересным.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →