1 декабря 2017 года достопочтенный
Хотя тайна Богемика всё ещё не раскрыта, по крайней мере секрет Чехова наконец разгадан: ценить его могут только мужики, и только за то, что он и сам был мужиком. Браво, Энцель! Kстати, этот восхитительный диалог состоялся в журнале, автор которого создал теорию, гласящую, что мужики не принадлежат к роду людскому, ибо происходят от обезьян, а люди - это отдельный от мужиков биологический вид, восходящий к Адаму. У Антона Григорьева есть даже классификация подвидов мужиков - с описанием их внешности и повадок, с латинскими названиями (Homo Vulgus Priscis, Homo Vulgus Сommunis и т.д., вплоть до Homo Vulgus Habilis). По классификации Григорьева, к одной из разновидностей мужиков принадлежал и граф Толстой (мужик-граф, основатель мужицкого рода).
Я не раз говорил, что ЖЖ состоит из нескольких параллельных миров, живущих по собственным законам. Во вселенной
Чтобы этого не было мало, в дни Майдана
"Богемия - местечко специфическое, точка соединения немецкой, западнославянской и еврейской культур. Монголоид, конечно, вряд ли, но стиль, присущий "этническим либералам" в нем, несмотря на декларируемую правизну, разумеется, есть. "Гражданин мира", "космополит", антисоветчик, антиевразиец, европеец, но почему-то германофоб Богемик тут виден насквозь, ибо никакой иной Европы кроме кельто-германско-славянской, причем под водительством германцев, в том числе в родной Богемику Богемии, не существует вот уже почти полторы тысячи лет."
Мои взгляды тут перечислены в целом верно, за исключением германофобии, которую германофилы приписывают мне без должных на то оснований (хотя я и понимаю, почему они это делают). Тезис "никакой Европы, кроме кельто-германо-славянской, не существует", напротив, вызвал моё недоумение: неужели Григорьев решил плюс ко всему изобразить ещё и человека, не примечающего романского слона размером в половину Европы (размером в её лучшую половину, если уж называть вещи своими именами)? Однако просмотрев журнал Антона Александровича внимательнее, я обнаружил, что в тот же день, 1 декабря, он выложил пост Упрекающий германцев в варварстве..., в котором уточнил свою позицию:
"Передача эстафеты культурно-политической европейской гегемонии линейна и проста: греки-римляне-германцы (франки). Никаких галлов там, кельтов или западных славян и в помине нет. Франция до 1789 года управлялась франками, т.е. германцами (для нашей государыни Екатерины Великой это было самоочевидно, достаточно ознакомиться с ее письмами того периода), Англия - Саксен-Гобург-Готами, да и вообще и англы и саксы это германцы, Восточная Европа - почти всегда, а германофобия равна еврофобии по существу. Высокая европейская культура, наследующая античности, это культура по-преимуществу германская. Да, всякий этнос со временем выдыхается и происходит то, что древние именовали Translatio Imperii (в классическую эпоху введенная в семантическое поле через сюжет в «Энеидах» Вергилия о переносе Троянского царства в Италию, "Рим — новая Троя"). А "романские народы" и, тем более, славянские это помесь ежа с ужом, а если уж говорить начистоту - света и рабской тьмы."
Разумеется, всё изложенное в этой реплике - нонсенс. Ни к каким франкам, ни к саличеcким, ни к рипуарским, культурно-политическая гегемония в Средние века не перешла. После падения Рима политическая гегемония в Средиземноморье принадлежала арабам, и это было время, которое Анри Пиренн охарактеризовал фразой "тогда ничего не было, кроме смерти". Подpобно я писал об этом в статье Путь во тьму, или тезис Пиренна. Что же касается культуры, заслуживающей этого имени, то после наступления Тёмных веков она фрагментарно сохранилась лишь в Византии и в Италии. Не имела отношения к франкам и наличествовавшая в 1789 году французская аристократия. 90% французских аристократов получили права дворянства в XVII-XVIII веках. Оставшиеся 10% стали знатью чуть раньше, в XV-XVI столетиях. Следы франков затерялись в истории лет на 500 раньше, это маленькое племя бесследно растворилoсь в галло-римском море уже в раннем Средневековье.
В своё время я описывал, как сама идея аристократии зародилась в Бургундии и овладела Европой после раздела бургундского наследства между Францией и Габсбургами (Золотое Руно Максимилиана, Недоразумение-II: Молодые львы). Писал я и о том, как в ХVI-XVIII веках в соответствии с политической ситyацией сменяли друг друга теории о происхождении французов от троянцев, кельтов и т.д. Граф Буленвилье, в 20-х годах XVIII столетия провозгласивший себя потомком германцев, считался во Франции эксцентричной личностью (например, существовала легенда о его переходе в ислам). Барон Монтескьё поддержал его теорию по сугубо политическим мотивам, у Вольтера она вызывала смех. Екатерина Великая хорошо ориентировалась в демагогии своей эпохи, но это была всего лишь демагогия (Недоразумение V: Наиопаснейший текст в истории, Недоразумение VI: Кельтские напевы, Недоразумение VII: Это сладкое слово свобода).
И если уж оценивать вклад, внесённый народами и странами в европейскую цивилизацию за последние полторы тысячи лет, то на долю романской Европы придётся никак не меньше 50%, на долю австро-венгров и британцев, формально принадлежащих к германцам, но являющихся носителями романских по духу культур - ещё процентов 20-25, а на всеx остальных, от ирландцев до русских и от норвежцев до греков - оставшиеся 25-30% (я оцениваю достижения во всех областях, от географических открытий и колониальных захватов до научной революции и создания шедевров). Что же касается германофилии, то это явление по преимуществу русское и советское, у западных и южных европейцев почти не встречaющееся. А уж пруссофилия... Наверное, только в русскоязычной среде возможно появление следующего текста:
"Честно говоря, я никогда не воспринимала буржуйскую ФРГ, как, собственно,... Германию. Для меня это было нечто, никак не связанное с немецким духом и немецким стилем, с пруссачеством, с прусскостью. Это было какое-то странное образование с немецкоговорящим населением.<...> Из ФРГ тянуло фальшивым праздником потребления и духом унылого прагматизма. Настоящая, истинная, марширующая и фарфорово-галантная Германия была в ГДР, там, где когда-то правили Фридрих Великий, а ещё Август Сильный - саксонский курфюрст. Там, где манили барочно-рокайльными изгибами Сан-Суси и Цвингер, где были пионеры-тельмановцы в синих галстуках. С флейтами и барабанами, как и положено прусским пионерам."
Это фрагмент из поста Made in DDR., который в 2012 году опубликовала ув.
Думаю, представлять Зину-Корзину ЖЖ-истам совершенно излишне, но поскольку здесь появляются не только пользователи ЖЖ, скажу пару слов и о её блоге. В своё время это был интересный и необычный журнал. Тексты, глорифицировавшие СССР, вполне можно было пропускать, они соседствовали с нетривиальными материалами о Галантном Веке, Пруссии времён Фридриха Великого и Третьем Рейхе. Зина-Корзина писала о создании в XVIII столетии "древнего" пантеона славянских богов, об экранизациях в нацистской Германии русской классики, о царившем в ту пору культе Фридриха II, о социальном составе НСДАП и т.д. и т.п. Прошло время, и содержание её блога изменилoсь. Опубликовав программный советофильский текст (если мне не изменяет память, он назывался "Я - совокЪ"),
Могут ли найтись точки соприкосновения у колумнистки прокоммунистической газеты Зины-Корзины, называющей Советский Союз не иначе как мой СССР и обнаруживающей в сталинской эпохе хоть барокко, хоть ампир, и у претендующего на звание самого антисоветского и самого антикоммунистического автора в ЖЖ Антона Григорьева, утверждающего, что Эта страна навеки проклята за богоборчество, а Гитлер приходил, дабы освободить православных христиан от власти безбожников? Разумеется, могут. В журнале y Григорьева комментарии Зины-Корзины появляются регулярно. И когда она называет курносыми тех, кого он величает мужиками, это ещё цветочки. Иногда всё бывает гораздо интереснее. Например, в посте Григорьева Чаша Оливье на Новый Год можно прочесть следующее:
"Хуже ритуального единства с Народом и его Культом нет ничего. Прелюбодеяние, убийство - грехи менее страшные, чем вкушение оливье именно 31 декабря, и наказывались эти грехи в исторической перспективе меньшими по срокам епитимьями, чем вкушение идоложертвенного. "Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их" (Исх. 34:15) И не только именно это ритуальное единство с Народом на 31 декабря - греховно. Греховно всякое культурно-ритуальное единство с этим народом. Поздравлять на 23 февраля или 8 марта или 1-ое и 9-ое мая тоже хуже блуда и убийства.<...> Я бы сформулировал итог этого размышления так: "Сегодня оливье ты ешь, а завтра христианских младенцев"."
B комментариях к этому бесподобному тексту нетрудно найти реплику Зины-Корзины: "Главное, что всё, о чём пишете - правда." Браво, Зина! А как ещё можно прокомментировать откровенно пародийный текст? ПостмодернизмЪ есть постмодернизмЪ. Правда, иногда мне в душу закpадывается подозрение, что милейший Энцель, откликнувшийся на опус о Чаше Оливье словами "Воистину так!", относится к текстам Антона Григорьева вполне серьёзно, но вероятнее всего, я к нему несправедлив. Некоторые люди лишены чувства юмора, однако не до такой же степени. Возможно, Энцель просто умеет сохранять покер-фейс лучше всех в ЖЖ, а в душе хохочет до слёз. А уж Зину-Корзину заподозрить в отсутствии чувства юмора невозможно (у ней весь журнал на грани пародии, и её читатели из числа ортодоксальных советофилов периодически впадают в истерику по поводу того, что на самом деле он скорее антисоветский, чем советский).
Приходя в ЖЖ, постсоветские интеллигенты надевают маски и развлекаются извлечением эстетических смыслов из заданной ситуации (кажется, сейчас это называется именно так). Само по себе это совершенно нормально. Меня смущают другое - выбор ими в качестве источника вдохновения и объекта игры чего-то заведомо худшего, беднейшего и скучнейшего. Если между Античностью и Средневековьем кто-то выбирает Средневековье, между романским и германским миром - германский, между Австрией и Пруссией - Пруссию, в этом есть нечто ошибочное. Примерно такое же, как когда между Российской империей и Советским Союзом кто-то выбирает Советский Союз. Собственно, СССР и был таким же цивилизационным провалом, как Средневековье после Античности, и разговоры о советском порыве и прорыве к чему-то высокому - стопроцентный аналог разговоров о духовных высотах средневекового христианства.
Я привык к другому. 1-2 января телевидение благословенной Богемии показало фильм "Мария-Терезия" совместного производства Австрии, Чехии, Венгрии и Словакии (старая австро-венгерская команда снова в сборе, и мы наконец можем увидеть, чем занимались бы телевизионщики дунайской монархии, если бы последняя дожила до наших дней). Фильм стал событием, вехой и т.д. и т.п., так что уже обсуждаются и его продолжение, и запуск ещё нескольких аналогичных проектов (например, об Иосифе II). Несмотря на монархический сюжет, это очень буржуазное (в терминологии Григорьева), очень буржуйское (как сказала бы Зина-Корзина) кино. Абсолютно современная история о молодой женщине, которой приходится одновременно отбивать рейдерские наезды на фирму-империю, сохранять отношения с любимым мужчиной и растить детей.
Чешский трейлер фильма "Мария-Терезия" совместного производства эрцгерцогства Австрийского, королевства Богемского, кoролевства Венгер... прошу прощения, Австрийской, Чешской, Венгерской и Словацкой республик.
Первая серия целиком посвящена обстоятельствам заключения брака между Марией-Терезией и Францем-Стефаном Лотарингским. По ходу дела престарелый Евгений Савойский затевает интригу с целью выдать австрийскую наследницу за прусского кронпринца Фридриха (будущего Фридриха Великого). Мария-Терезия срывает его план, оскорбив прусского посла и устроив дипломатический скандал. Во время официального приёма она говорит, что когда прусский король узнал об увлечении Фридриха музыкой, он избил сына, а когда тот попытался бежать в Англию, его лучшего друга казнили, и принца заставили смотреть на эту казнь, так что лучше уйти в монастырь, нежели попасть ко двору столь варварскому, как прусский.
Сцена снята так, что всё понятно и совершенно незнакомому с историей зрителю. Но для того, кто владеет контекстом, тут открывается один эстетический смысл за другим. Дело в том, что у Марии-Терезии были проблемы с немецким языком. Разговаривать она предпочитала по-итальянски, а писать - по французски. Что касается Лотарингии, то это область французской культуры. Германофилы могут называть Лотарингский Дом von Lothringen, но вообще-то точнее будет de Lorraine. По матери Франц-Стефан и вовсе происходил из Орлеанского Дома и приходился правнуком Людовику XIII. Это был совершеннейший француз. То есть сюжет строится вокруг того, что италоязычная австро-чешско-венгерская принцесса готова костьми лечь, лишь бы выйти замуж за француза и не выходить за пруссака, ибо пруссак в её глазах - варвар.
Дело даже не в лингвистической ситуации, типичной для многих Габсбургов (от франкоязычного Карла V и испаноязычного Фердинанда I до Леопольда I, свободно владевшего пятью языками, но больше всего любившего итальянский), а в прочно укоренившемся в европейской традиции и буквально разлитом в европейском воздухе ощущении, что есть романский мир, а есть всё остальное. В культуре англичан, по божьему недосмотру тоже формально считающихся германцами, это обстоятельство подчёркивается везде, от стихов лорда Байрона
("Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей - и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима")
до шуток "Монти Пайтон" ("За исключением канализации, медицины, образования, виноделия, общественного порядка, водопровода, дорог, системы подачи питьевой воды и системы здравоохранения, что еще римляне сделали для нас?!")
Англичане знают, что делают, когда превозносят римский период британской истории или подчёркивают французские корни пришедшей с Вильгельмом Завоевателем аристократии. Они не хуже австрийцев понимают, что важнее всего не язык, и уж тем более не унылые фантазии о биологии и генеалогии, а романское умение правильно выбирать маски и точно играть роли. Австрийцы, всегда считавшие себя наследниками Рима, триста лет играли с пруссаками в свои игры, то ведя с ними войны, то заключая союзы. В середине ХХ века это закончилось тем, что Восточная Пруссия была просто ликвидирована, а Берлин расчленён на оккупационные зоны. Австрия же, сыгравшая в создании Третьего Рейха исключительную роль (в посте Родина вальса я писал, какую именно), была провозглашена первой жертвой германского нацизма. Австрийцы были великими учителями, и богемцы у них многому научились.
У Люции Билой (если вы не знаете, кто это, то речь идёт о ярчайшей чешской поп-звезде наших дней) есть чудесная песня об искусстве ношения масок. Она называется "Когда дьявол танцует с ангелом", и в ней поётся о том, что судьба осыпает танцующего с ангелом дьявола кроваво-красным конфети, одинокий падший ангел идёт навстречу року, и я не буду его судить, для этого есть его мёртвая совесть, дьявольская маска пока ещё не пугает ангела, и шампанское пенится в бутылке, а в пустом фойe гардеробщица предвкушает дорожку - Смерть приходила забрать свою косу и вместо чаевых оставила кокаин... Заканчивается же песня словами: "Это был такой странный маскарад, такой странный бал, ангел не снял свою маску, и дьявол расплакался". В клипе в этот момент плачет Йoзеф Геббельс.
Если вас смущают сопровождающие песню знамёна со свастикой, бесчинства штурмовиков и Гитлер, то смею заверить, что пропаганды национал-социализма тут нет. Это всего лишь официальный видеоклип к фильму o судьбе чешской кинозвезды 30-40-х годов и любовницы доктора Геббельса Лиды Бааровой. Кстати, существует одна фотография, на которой Люция Била вскидывает руку в римском приветствии в компании основоположника движения чешских скинхедов Даниэля Ланды... но об этом как-нибудь в другой раз.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →