bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Уникальные юниты

    Заголовки порой бывают обманчивы. В этом тексте вы не найдёте ни слова ни о Sid Meier's Civilisation, ни о Rise of Nations, ни об Empire:Total War, ни о каком-либо другом виртуальном мире, населённом уникальными юнитами. Он посвящён вещам куда более прозаичным и родился из желания ответить на две реплики ув. philtrius'a - О поверхностныхъ статьяхъ и И снова коротко и сумбурно. Разумеется, эти заголовки ещё более обманчивы, чем название моей заметки. Hичего поверхностного или сумбурного в постах Фильтриуса нет, зато в них есть достаточно серьёзные вопросы:

    "Вотъ, прочелъ эту статью (на мой взглядъ, весьма поверхностную) и задумался: а что же такое совѣтскій человѣкъ? <...> Можно сузить вопросъ — что такое совѣтскій человѣкъ ​хрущевско​-брежневской эпохи (отъ 45 до 75 ​лѣтъ​ сейчасъ). И тутъ я думаю, что это не какой-то рѣшающій признакъ, а совокупность признаковъ, каждый изъ которыхъ можетъ совершенно спокойно жить и внѣ совѣтской реальности. <...> Разыскивая совѣтскаго человѣка въ себѣ, обнаруживаю не только соціальную безпомощность, но и довольно значительный пластъ соціальнаго лицемѣрія: меня не смущаетъ довольно сильное несоотвѣтствіе между моими взглядами и образомъ жизни. А вы какія черты отнесли бы къ существеннымъ признакамъ совѣтскаго человѣка?"

   "По существу дѣла: въ какомъ-то смыслѣ ​всѣ​ мы ​совѣтскіе​ люди, ​всѣ​ подверглись воспитательному воздѣйствію соотвѣтствующихъ соціальныхъ машинъ, и классификація либо очень сложна, либо можетъ идти по одному признаку — отношенію къ воспоминаніямъ объ СССР. Подѣлюсь однимъ біографическимъ фактомъ. Мои дѣдушки были вполнѣ ​лояльными​ коммунистами и при этомъ весьма порядочными людьми. Это тоже можно поставить въ счетъ большевикамъ: были бездарно проѣдены не​початые​ запасы порядочности и ​лояльности​. Но здѣсь ​есть​ одинъ важный пунктъ для размышленія. Я о ​немъ​ уже писалъ, а сейчасъ хочу подчеркнуть.

     Въ концѣ прошлаго тысячелѣтія мнѣ — настроенному очень даже противъ власти — было чрезвычайно обидно за стариковъ. Сейчасъ меньше, значительно меньше, поскольку причина объясняетъ слѣдствія, но не гаситъ окончательно ихъ эстетическій эффектъ. ​Тѣмъ​ не менѣе — массовую душевную болячку можно охарактеризовать какъ утрату (кражу?) смысла жизни. Тяжелая и безпросвѣтная жизнь совѣтскаго человѣка могла быть осмыслена только какъ жертва. Эта жертва должна была быть во имя чего-то.

    Но коллективный Сванидзе, завладѣвшій экраномъ въ 90-х, ничего, кромѣ гедонизма, въ качествѣ смысла жизни не предлагалъ; я самъ по себѣ не согласенъ съ мыслью, что любая мораль жертвы выше, ​чѣмъ​ гедонистическая, но понимаю такую точку зрѣнія. И не каждое сознаніе способно спокойно переварить тотъ фактъ, что его владѣлецъ всю жизнь горбатился, чтобы ​гедонизировалъ​ какой-нибудь ​Чубайсъ​.<...> Потому я не думаю, что мы сильно продвинемся впередъ, не осмысливъ, жертвою во имя чего была тяжкая жизнь простаго русскаго человѣка въ СССР."


     Самой большой неожиданностью для меня оказалось, что дедушки Алексея Игоревича были лояльными коммунистами. Tакое же удивление я почувствовал, когда ув. salery назвал своих родителей совершенно советскими людьми. Я подумал, что Фильтриусу и Салери было намного труднее, чем мне, сформировать своё мировоззрение.Члены коммунистической партии в моей семье были, но людей коммунистических взглядов - не было.

    Мой дед вступил в ВКП(б) на фронте. Не то в 1942, не то в 1943 году. В 1991 году, когда КПСС распустили за ненадобностью, он с сожалением полистaл свой партбилет и сказал: "Сколько ж я этой сволочи денег отдал" (если вы молоды и плохо представляете детали того времени, то поясню, что в партбилетах указывались суммы уплаченных взносов, месяц за месяцем, год за годом). Дед мой всегда мечтал иметь свой бизнес и считал, что красная сволочь, поставившая частное предпринимательство вне закона, просто лишила его жизнь смысла. Он дожил до 1994 года, всё время расспрашивая, как идут дела у меня, и сетуя, что ему заниматься делами уже не позволяет возраст.

    В моей семье не было диссидентов, но и сторонников Советской власти или социалистического строя в ней не было тоже. Родители просто смотрели на советские реалии, как на теaтр абсурда. Помнится, когда в школе нам начали преподавать политэкономию, матушка сказала мне, что изучать капиталистическую систему излишне, достаточно знать несколько терминов, а потом излагать так, чтобы всё было логично - это и будет правильно. А вот раздел "Социализм" придётся учить наизусть, там бред, в котором логики нет вообще... Однако речь не о моей семье. Понятно, что у каждого из нас слишком индивидуальный опыт, чтобы делать на его основании какие-то выводы.

    В своё время я написал десятка полтора объёмных постов о русско-советской демаркации и сепарации, но к описанию советского человека как такового пока ещё не приступал. В комментариях у Фильтриуса десятки людей высказали своё мнение о том, что же представляет собой человек советский. Там можно найти массу остроумных, нo часто взаимоисключающих характеристик. Это объясняется тем, что в СССР было сформировано сразу несколько специфических типов, а комментаторы в большинстве своём стремились выделить признаки, свойственные всем типажам сразу. Я же попытаюсь описать некоторые советские типы по отдельности.

     Я полагаю, что огромное количество жителей СССР были лишь приспособившимися к существовашим реалиям людьми. Их социокультурные и социопсихологические аналоги можно обнаружить либо в исторической России, либо в других странах, особенно в западных. Например, типаж освобождённого секретаря ВЛКСМ  многим кажется воплощением советскости, но если бы меня попросила назвать наиболее архетипичного и яркого комсомольского функционера, то я бы сказал, что это Билл Клинтон. И в Демпартии США, и во многих левых партиях Европы полным-полно ярко выраженных комсомольских активистов и активисток. Однако в стране Советов появились и уникальные, не имеющие в мире аналогов типы людей. Красные всегда провозглашали, что их цель - воспитание нового человека. Кое-что у них действительно получилось.

    Я опишу три неповторимых советских типа (во всяком случае, найти им полные аналоги в других странах, включая Российскую империю, мне не удалось). Каждому типу будет посвящён отдельный пост, так что сейчас вы прочли первую серию нового цикла миниатюр (миниатюр по меркам "Богемских манускриптов"). Вероятно, 90% юзеров на моём месте назвали бы этот сериал "Рождённые в СССР", но я предпочёл вариант "Уникальные юниты". Все три типажа благополучно дожили до наших дней, а один из них буквально расцвёл уже после распада Союза. Одна группа весьма многочисленна, две другие намного меньше её, однако весьма заметны, особенно в Сети. У двух групп есть устоявшиеся общепринятые названия, подходящее имя для третьей мне ещё предстоит найти. Интересно, догадывается ли кто-нибудь в этот момент, о каких типах (или, если угодно, группах) пойдёт речь?



    Эта вещица была написана, если не ошибаюсь, в 1981 году. Мне тринадцать лет, Брежнев ещё относительно жив... У нас во дворе многие ребята считали, что это песня Макаревича на стихи Шекспира. Странно, что не Рабиндраната Тагора.

                                                            (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Tags: cogito, russia, symposium
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →