bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Уникальные юниты V: Регги живущих в кайф

    8 января 1984 года в СССР состоялась телевизионная премьера фильма "Мэри Поппинс, до свидания". Джентльмен с лицом Лембита Ульфсака пел голосом Павла Смеяна о непогоде, которая длится полгода, a Лeди Совершенство с внешностью Натальи Андрейченко - о тридесятом королевстве, в котором нет в помине короля. Они были совершеннейшими англичанами, гораздо более совершенными, чем настоящие британцы (в фильме есть даже сцена поднятия британского флага). В комментариях к предыдущему посту ув. olgachernenko заметила, что миссис Бэнкс в исполнении Удовиченко была улучшенной копией леди Дианы. Тридцать четыре года спустя в королевстве, в котором нет в помине короля и полгода стоит плохая погода, обитают, по разным данным, от 150 до 500 тысяч бывших советских граждан (часто это богатейшие люди своих стран). Как ни странно, я не знаком ни с одним из них.


    Все, кого я знаю, живут в других местах. Мой лучший друг (назову его Л.), с которым мы познакомились 1 сентября 1975 года, оказавшись за одной партой в первом классе, сегодня владеет небольшим, но вполне успешным бизнесом в Праге. Несколько лет назад Л. разузнал о судьбе ещё одного нашего одноклассника - Е. В последний раз мы видели его, когда тот собирался в Москву поступать на физмат. Оказалось, что Е. действительно стал физиком. Кажется, он единственный из всех нас занимается наукой. Живёт где-то в Швейцарии. Честно говоря, не знаю, имеет ли E. хоть какое-то отношение к Большому адронному коллайдеру, но когда я услышал, что кто-то остановил означенный коллайдер, засунув в него свой багет, я подумал, что это очень похоже на стиль E.

    Немного погуглив, я нашёл практически всех, с кем когда-то водил знакомство в губернском городе N, включая тех, кого не видел последние лет 25-30. Правда, следы трёх или четырёх человек мне так и не удалось отыскать, но я надеюсь, что они просто не пользуются соцсетями и не любят фотографироваться. В конце концов, обо мне самом ни гугль, ни яндекс тоже не знают ровным счётом ничего. Некоторые люди нашлись в неожиданных местах. С., которую мы так бурно провожали в восемьдесят восьмом, когда она уезжала с родителями в Ригу, ныне пребывает в Хайфе. K., врач по профессии, тоже стала израильтянкой. Обычная судьба, если не считать того, что K. - русская (судя по нынешней фамилии K., она сочеталась браком с евреем). M. обнаружился в Ирландии. Живёт с ирландкой, владеет овощной лавкой. Я знаю это совершенно точно (a то ведь некоторые утверждали, что он в Норвегии).

   A. лет пятнадцать назад вышла замуж за итальянца, у неё салон по стрижке собак под Миланом. Х. в прошлом году получила грин-карту в Америке (её дочь сделала неплохую карьеру в Нью-Йoрке и забрала мать к себе). Разумеется, далеко не все мои знакомые покинули РФ. Некоторые ограничились тем, что отправили за границу детей. С судьёй О. бывает можно встретиться, когда он на пару дней заезжает в Карловы Вары, возвращаясь от живущей в Лиссабоне дочери. З. никого никуда не отправляла, она торгует итальянской мебелью, отмечает православные праздники и всячески демонстрирует патриотизм. У неё есть внучка, которую зовут Анастасия. По происхождению З. - татарка. В дни нашей молодости она не проявляла ни малейшего интереса ни к религии вообще, ни к христианству в частности.

   Ф. ведёт курсы личностного роста в Москве. В 2014 году oн выкладывал в соцсетях стихи собственного сочинения в поддержку ирредентистов Новороссии (ужасные, но искренние). Ш. работает главным художником в театре, получил звание заслуженного. Т. преподаёт актёрское мастерство, сценическую речь и сценический бой. И. снял как минимум один фильм в качестве режиссёра. B. определённо стала актрисой, но остаётся ли она ей и сегодня, я не знаю. (Мой круг общения в губернском городе N был несколько специфичен: в него входило больше творческих людей, нежели естественников или айтишников).  П. тренирует детей в спортивной секции, К. всё ещё сплавляется по рекам, Ж. остался таким же заводилой, каким был в те годы, когда мы в три часа ночи на улице вдвадцатером распевали под его гитару "Любимый город может спать спокойно"...

     Всем перечисленным - от сорока пяти до пятидесяти пяти лет. B РФ в эту возрастную группу входит около двадцати миллионов человек. В целом же нас, 45-55-летних бывших советских граждан, миллионов тридцать (формально даже больше, но часть бывших советских, например среднеазиатских мусульман, можно смело исключить из рассмотрения - у них всегда был свой особый мир, слабо связанный с нашим). Мы - последнее поколение, не только родившееся при советской власти или заставшее её детьми, но и достигшее при ней совершеннолетия. Вопрос в том, советские мы люди по духу, или же для нас обладание советским гражданством было такой же формальностью, как среднеазиатов и прибалтов.

    В предыдущих частях этого цикла я по мере сил описал три социокультурных типа, сформированных в СССР и не имеющих полных аналогов в мире -  гопников, напрочь лишённых интеллекта и культуры, но претендующих на руководящую политическую и духовную роль в обществе; фолк-хисториков, полностью отрицающих всемирную историю и заменяющих её рассказами о никогда не существовавшей в реальности "Тартарии"; НФ-эскапистов, принимающих созданные советскими фантастами образы грядущего за чистую монету и уверенных, что если бы не "предательство Горбачёва", то мы дожили бы до будущего, описанного в книгах  Ефремова и братьев Стругацких.

    В комментариях многие стали говорить, что третья группа не заслуживает внимания в силу своей малочисленности и недееспособности. Разумется, это справедливое замечание, но оно лишь подчёркивает, сколь неудачны оказались результаты семидесятилетних советских услилий по воспитанию нового человека. Ведь НФ-эскапистов можно считать практически единственным человеческим типом, хоть в какой-то степени соответсвующим провозглашавшемуся в СССР идеалу. Гопники и фолк-историки - это скорее побочные эффекты советских социокультурных экспериментов. А пожалуй что и брак, если уж называть вещи своими именами.

   При этом гопники, невзирая на их многочисленность и влиятельность, представляют собой уходящую натуру. В каждом следующем поколении их всё меньше, и лет через 15-20 они, скорее всего, останутся лишь там, где им положено быть - на социальном дне общества. Сложнее обстоит дело с фолк-хисториками. Конечно, в них можно видеть обычных безобидных фриков, но ув. t_blzer написал в комментариях, что тема "Тартарии" неофициально присутствует в программах некоторых институтов подготовки МВД и ФСБ, таможенной службы и т.д., где её подают офицерам как сокровенное патриотическое знание для избранных. Если это так, вооружённые люди с Тартарией в голове могут ещё наломать дров.

   Однако с будущими фолк-силовиками Великой Тартарии предстоит разбираться следующим поколениям, я же в этой серии постов лишь пытаюсь ответить на вопрос ув. philtrius'a "что такое совѣтскій человѣкъ ​хрущевско​-брежневской эпохи (отъ 45 до 75 ​лѣтъ​ сейчасъ)?" Я не в состоянии оценить количество гопников, фолк-хисториков и НФ-эскапистов ни в абсолютных цифрах, ни в процентах от общей популяции, но мне кажется вполне очевидным, что все вместе они составляют меньшинство населения. При желании можно выделить ещё несколько специфически советских типажей, но это ничего не изменит, они будут ещё малочисленнее описанных. Лучше поговорим о большинстве.

    В девяти случаях из десяти я очень чётко отделяю русских от советских. Однако это тот десятый случай, когда целесообразно отвлечься от русско-советского раскола и говорить о поколении в целом, подразумевая под бывшими советскими всех, кто когда-то обладал гражданством СССР. "От 45 до 75 лет" - это слишком большой разброс, я позволю себе ограничиться рассмотрением лишь собственного поколения, которое знаю лучше всего - людей в возрасте 45-55 лет (мне в этом году будет 50). Мы довольно занятное поколение. Начнём с того, что мы никогда никому не нравились. И нас это нисколько не волновало.

     Едва мы появились на горизонте, нас заметил и честно показал Ролан Быков. В фильме "Чучело", в 1983 году.  Я подтверждаю: в "Чучеле" изображены самые обычные дети из самого обычного класса того времени. Нет, в нашем классе никого не травили. Hо у меня нет никаких иллюзий относительно нашего морального превосходства над персонажами фильма. Нам просто больше повезло с обстоятельствами. Действие фильма разворачивается в безымянном маленьком городке, a в повести  говорится, что это Таруса. Сейчас в Тарусе чуть больше девяти тысяч жителей, в ту пору было мeнее восьми. В таких местах можно рехнуться от скуки. Hаселение губернского города N достигает миллиона человек. В каком-то смысле это другая планета.

   Добронравие в большинcтве случаев проистекает из благополучия. Нам были доступны куда более весёлые развлечения, нежели издевательства над девочкой из бедной семьи, только и всего. Премьера картины состоялась 14 сентября 1984 года. Чуть позже я услышал, как один взрослый человек, театральный режиссёр по профессии, назвал "Чучело" единственным честным советским фильмом, да и то за исключением финальной сцены - в реале дети не написали бы на доске «Чучело, прости нас!» И он был прав. Не написали бы. Наше поколение никогда не раскаивается в содеянном.

   В своё время и на Западе, и у нас было модно сравнивать советский 1984 год с оруэлловским. Мне СССР 1984 года запомнился как место, где эталоном честности была почти документальная истoрия травли хрупкой девочки одноклассниками, а культурно-эстетическим идеалом - англичане с лицами Андрейченко и Ульфсака, поющие "Завтра ветер переменится, завтра, прошлому взамен, он придёт, он будет добрый, ласковый, ветер перемен." Cдаётся мне, что это была лучшая постановка "Мэри Поппинс" в истории. Потом ветер перемен наконец подул, но оказался несколько менее добрым и ласковым, чем ожидали зрители этого чудесного мюзикла.

   Прошли три с лишним декады, на протяжении которых тридцать миллионов моих ровесников сделали свои жизни (пятнадцать или двадцать из их судеб я бегло обрисовал в начале поста). Изменилось очень многое, но одно осталось прежним - мы никому не нравимся. 8 января 2018 года известный госпропагандист Владимир Соловьёв опубликовал полутораминутный фрагмент видеозаписи лекции преподавателя Уральского федерального университета доцента Константина Юрченко «Почему студенты выведут экономику из кризиса». Соловьёв вечно пребывает во взвинченном состоянии, но на этот раз он устроил настоящую истерику, которая вскоре распространилась на соцсети, радио и телевидение, так что многие из вас могли заметить это видео. Если нет, то вот оно:




    Полутораминутный отрывок из лекции преподавателя УрФУ Константина Юрченко. Я с удовольствием послушал бы её целиком, но в Сети выложен только этот мелодраматически обрывающийся фрагмент. Зато без труда можно найти видео, где Соловьёв сорок минут подряд истерит по поводу этих девяноста секунд, по ходу дела отвечая на звонки радиослушателей, на которых он орёт диким голосом, называя их мерзавцами, гадёнышами и оладушками.

     В обнародованном фрагменте лекции Юрченко говорится следующее: "Что это за страшное покoление - люди, которым сегодня 45-50-55 лет? <...> Понятно, что есть физики, математики. Ясно, что физика и математика как науки, что при советской власти, что не при советской власти одинаковы. А вот всякие словоблуды — управленцы, философы, экономисты — они стали ненужными. И случились вот эти лихие 1990-е годы, когда эти люди были вынуждены как-то приспосабливаться: они научились грабить, убивать, обманывать, врать, коррумпироваться, давать взятки, брать взятки – это тот опыт, который они накопили за 1990-е годы. Казалось бы, что делать, люди попали под раздачу. Но 45, 50, 55 лет — сегодня люди именно этой возрастной категории занимают ключевые посты. Директора заводов, заместители директоров заводов, ректоры вузов (в том числе этого), то есть люди вот этого поколения."

       Помимо обрывающейся на полуслове видеозаписи существует ещё сделанная в аудитории фотография экрана, на котором во время лекции появлялись основные тезисы Юрченко. Вот она:


      

         На случай, если картинка кому-то не видна: на фотографии - экран в университетской аудитории, на экране - тезисы "Потерянное поколение. Люди 1965-1975 годов рождения - одно из самых больших зол. Они хорошо умеют врать, приписывать себе чужие заслуги и подставлять. Сегодня именно они составляют основу управленческого корпуса. Они основа коррупции. И они не изжили из себя "совок".

     У меня нет претензий к тому, что сказал Юрченко по существу. Возражения вызывает только его словоупотребление. Оно небрежно. Во-первых, термин "потерянное поколение" в мировой культуре имеет вполне определённое значение, и не стоит запутывать молодых, вкладывая в него иные смыслы. Во-вторых, преподавателю не следует использовать в лекции такие выражения, как "совок". На этом блогхостинге трудно найти человека, который относился бы к советской власти хуже, чем я, но слово "совок" я не употребил ни разу (а уж за слова "рашка", "гейропа" или "пиндостан" могу и забанить). Я не приемлю сниженную лексику даже в ЖЖ, а уж в лекции, звучащей в университетской аудитории, она не уместна по определению.

   Что касается этических оценок доцента Юрченко, мне они безразличны. Прерогативу определять, где тут добро, а где зло, я оставляю Господу. Юрченко произнёс спич, направленный против роcсийской политической и экономической элиты. В его категорию "страшное поколение" или "поколение большого зла" попадают Дмитрий Медведев (1965 г.р.), Аркадий Дворкович (1972), Эльвира Набиуллина (1963), Дмитрий Рогозин (1963), Дмитрий Песков (1967), Роман Абрамович (1966), Олег Дерипаска (1968), Михаил Прохоров (1965), Игорь Шувалов (1967) и многие другие российские элитарии с их недвижимостью в тридесятом королевстве, где нет в помине короля, и со всем прочим, что им положено иметь по статусу. То-то Соловьёв (1963) так взбеленился, защищая их от доцента из Екатеринбурга.

     Вы никогда не задумывались, почему Навальный и его борьба с коррупцией заинтересовали в РФ в основном детей? Потому что для всех остальных это прикол. Наше поколение определённо не борется с коррупцией. К тому же даже самые простые люди из числа моих ровесников иногда предпочитают не помнить, чем они занимались в 90-е, а уж непростые... Думаю, некоторые из наших олигархов не могут даже исповедаться без опасения взять на душу новый страшный грех, ибо услышав их исповедь, священник мог бы и умереть от инфаркта. Наше поколение никогда не исповедуется. Так что Юрченко во многом прав. Однако интересен не разоблачительный пафос в представленном фрагменте его лекции, а то, что осталось за кадром

    Насколько я понял из скупых и обрывочных объяснений самого доцента (изрезанных так же безжалостно, как и запись его лекции), он другими словами сказал примерно то же самое, что я говорю со времён поста Чем закончится Komsomolland. (2009), а подробнее всего сформулировал в тексте Золотой Шар. (2010). А именно: в нашей стране, где социальная структура упрощена до предела, а идеи никого не интересуют, социополитические процессы сведены к простой биологии. У нас не происходит ничего, кроме смены поколений. Зато каждая смена поколений означает смену политики, эстетики, этики и даже образа жизни. Новое поколение входит в жизнь и меняет окружающую действительность в соответствии со своим вкусом. Поэтому Юрченко и обращается к семнадцатилетним, возлагая надежды только на них. Я тоже считаю, что в РФ есть смысл всерьёз говорить только с ними и только о них.

    Хотя обычно наше поколение не любит говорить всерьёз. Можно было бы составить длинный список того, что ещё никогда не делает или очень не любит делать наше поколение. И в нём окажется много вещей, делать которые просто необходимо. Например, исполнение гражданского долга. Разумеется, есть и некоторые исключения, в том числе героические. В конце концов, ув. strelkov_i_i, ставший олицетворением русского ирредентизма, тоже 1970  года рождения. Я нисколько не сомневаюсь, что придёт день, когда именем Стрелкова будут называть улицы и школы. Вот только Игорь Иванович один такой на тридцать миллионов ровесников. Ну сколько людей из тридцати миллионов сверстников стали его соратниками? Об этом и речь.

      Однако я не уверен, что Юрченко прав, говоря "они не изжили из себя "совок". У нас настолько отсутствует идейная, духовная или бытовая привязанность к СССР, что мы без всякого труда и без малейших сожалений устраиваемся в любой стране Первого мира, и в гораздо большей степени чувствуем себя дома там, куда приехали по своему желанию, нежели там, где родились (известны ведь случаи, когда даже министры федерального правительства обитали с семьями в королевстве, в котором нет в помине короля, ежедневно летая на работу в Москву утренним самолётом). А те из нас, кто остался дома, по сравнению с другими возрастными группами демонстрируют наиболее устойчивый иммунитет к неосоветской пропаганде. Единственное, что хоть как-то связывает нас с СССР - это несколько старых фильмов и песен. Мы - поколение, индифферентное к "совку".

    До сих пор речь шла о том, кем мы не являемся и что не делаем. Ho что же всё-таки поделывает это атомизированное поколение, не имеющее общих ценностей, не борющееся с коррупцией, не испытывающее привязанности к родине, не исполняющее свой гражданский долг, не любящее говорить всерьёз, не жалеющее о содеянном, не исповедующееся, не считающее нужным изживать из себя "совок" и даже не волнующееся по поводу того, что мы никогда никому не нравились? Если говорить языком, которым мы говорили в детстве, во времена выхода на экраны фильмов "Чучело" и "Мэри Поппинс, до свидания", то мы живём в кайф. Не больше, но и никак не меньше. Мы просто делаем то, что нам в кайф, и не делаем того, что не в кайф.

   Но я бы не рискнул назвать нас поколением гедонистов и прожигателей жизни. Среди нас есть полно людей, занятых творчеством или наукой. Более того, я знаю людей, которые занимаются благотворительностью, никак это не афишируя. Им это просто в кайф (ощущать себя человеком благородным, добрым и щедрым - это всегда кайф). Mы всегда делаем только то, что вызывает наш интерес и доставляет нам удовольствие, по мере возможностей избегая всего остального. Это скорее эпикурейство, нежели гедонизм. Думаю, я не сильно ошибусь, если назову последнее поколение обладателей советских паспортов поколением эпикурейцев.




Наши дни. Лада Дэнс исполняет свой хит 1993 года "Регги в ночи", известный также под названием "Жить нужно в кайф". Кажется, раньше Лада Евгеньевна была чуть старше меня, потом стала несколько моложе (и это правильно), но за возрастные границы нашей генерации она пока не вышла.

                                                                          КОНЕЦ



    P.S. Я признателен всем, кто принял участие в обсуждении предыдущих частей этого цикла. В данный момент около семисот или восьмисот ваших комментариев к первым четырём частям "Уникальных юнитов"  вcё ещё остаются без ответа. Увы, я вряд ли смогу продолжить общение с таким количеством собеседников в стольких местах одновременно. Поэтому прошу всех, кто хочет получить ответ на свой вопрос или реплику, перенести их сюда. Это завершающая серия "Уникальных юнитов", и я обещаю, что здесь отвечу всем без исключения.
Tags: cogito, russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 582 comments