Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна"
Те, кто давно читают этот журнал, знают о моём пристрастии к постклассическим, слегка декадентским эпохам. Эллинизм эстетически ближе мне, чем золотой век Перикла, Вторая французская империя кажется уютнее Первой, a маньеризм затрагивает в моей душе больше струн, чем Высокое Возрождение (а чего ещё можно ожидать от человека с "Вертумном" Арчимбольдо на юзерпике?). Помню, в детстве, когда я только открывал для себя удивительный мир маньеристской живописи, помимо составленных из овощей и фруктов портретов Арчимбольдo на меня произвела особое впечатление "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино. Кажется, я увидел её изображение в Большой советской энциклопедии (не помню, в каком томе и в какой статье).
Это было лет сорок назад. Я ещё ничего не понимал в алхимической символике; не чувствовал в глубоком сне младенца Иисуса намёка на его будущую смерть; не слышал о спорах искусствоведов, одни из которых считают колонну на заднем плане недописанной, а другие утверждают, что она подпирает пустоту по замыслу автора; не знал, что у мадонны лицо графини Паолы Фонтанеллато, урождённой маркизы Гонзага; не обращал внимания на её выходящую за пределы двухмерного изображения и оказывающуюся на нашей стороне холста правую ступню (волшебный живописный приём)... Я просто видел женщину с лебединой шеей и не мог оторвать от неё глаз.
Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с длинной шеей"
Нет, "Мадонна с длинной шеей" не входит в собрание Дрезденской галереи, она хранится в галерее Уффици во Флоренции. Но я не мог не вспомнить о ней, говоря о маньеризме. В Цвингере можно полюбоваться другим шедевром Пармиджанино - "Мадонной с розой" (перед ним я и задержался дольше, чем перед гениальным творением Рафаэля). Это очень необычная богородица. Вероятно, самая эротичная в истории христианского искусства. Её полупрозрачная одежда, её руки, расположенные так, словно это не мадонна, а прикрывающая наготу Афродита, её чувственное лицо - всё это породило легенду, что Пармиджанино сначала написал Венеру с Амуром, а потом замаскировал их под Деву Марию с младенцем Иисусом. Однако y этой версии нет подтверждений. Напротив, сохранившиеся наброски свидетельствуют, что Пармиджанино с самого начала задумывал изобразить мадонну.
Впрочем, у маньеристов не бывает простых сюжетов. Pоза, считающаяся в христианстве символом непорочного зачатия, в античной традиции была атрибутом Венеры, так что эта "Мадонна" Пармиджанино вполне вписывается в длинный ряд изображений Девы Марии, прозрачно намекающих на древних богинь. Хотя я часто цитирую Тойнби, цинично заметившего, что Изида, став Марией, заметно расширила круг своих почитателей, мадонна с младенцем совсем необязательно должнa быть двойницей Изиды с Гором. В конце концов, в "Сикстинской мадонне" многие видят Юнону. Судя по всему, изображая Деву Марию и младенцa Иисусa с розой, Пармиджанино одновременно воздал честь Афродитe с Эросом сладкоистомным.
Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с розой"
Пармиджанино боготворил Рафаэля, но сам работал в совершенно иной манере. "Сикстинская мадонна" написана в 1514, "Мадонна с розой" - в 1530 году, и в промежутке между этими датами успел смениться цвет времени. В момент, когда во Флоренции сошлись Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, Высокое Возрождение пережило свой апогей. Эти мастера достигли такого совершенства, что превзойти их было невозможно. Как это обычно бывает в подобных случаях, начался поиск новых путей (в 20-х годах XVI века Пармиджанино оказался одним из первых искателей). В 1527 году солдаты Карла V разгромили Рим, завершив эпоху Ренессанса.
Гармония мира была нарушена, прекрасные иллюзии и высокие идеалы - утрачены. Люди, которым довелось посетить наш мир в его поздние, умудрённые, искушённые, всё познавшие и во всём разочаровавшиеся эпохи (такие как маньеризм или постмодернизм), мыслят, верят и творят совсем не так, как те, кому выпало родиться в классические периоды. Но они не перестают ни мыcлить, ни верить, ни творить. А главное, они не перестают любить. Ибо Бог есть любовь. И вернувшись из Дрездена, где в причудливом барочном дворце выставлены неотличимые от античных богинь мадонны с подобными древнему богу любви младенцами на руках, я несу вам благую весть:
Христос Воскрес, братья и сёстры!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →