bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Путь во тьму, или тезис Пиренна - II (окончание текста для СиПа от 22 сентября 2017 года)

(Окончание. Начало см. Путь во тьму, или тезис Пиренна (текст для СиПа от 22 сентября 2017 года) )

  Пиренн справедливо замечает, что германцы, едва ли составлявшие свыше пяти процентов населения образованных на территории империи варварских королевств, в течение двух–трёх поколений совершенно романизировались и буквально растворились среди римлян. Он отмечает факты, которые другие исследователи обычно либо игнорируют, либо пытаются оспаривать. Например, что германцы за какие-то 100 лет практически утратили родные языки. К концу VI века готским владели уже лишь единицы, а бургундские короли писали стихи на латыни и гордились этим. О самой империи того времени Пиренн пишет следующее:

"Нет большей ошибки, чем точка зрения, что идея империи прекратила свое существование после расчленения варварами ее западной части. Нет никаких оснований сомневаться в том, что находившийся на престоле в Константинополе василевс, как именовался на греческом языке византийский император, теоретически сохранял власть над всей территорией Римской империи. Он ею всей более не управлял, но он на ней всей по-прежнему царил. И именно на него были обращены все взоры.

Помимо всего прочего, церковь считала Римскую империю творением Провидения и поэтому не могла отвергнуть императора. Глава римской церкви, являвшийся и управляющим городом Римом, считал римского императора законным правителем священной империи.

За исключением короля вандалов, короли других варварских государств считали себя подданными римского императора, чеканили его изображение на монетах и всячески стремились получить и получали от императора титулы и различные поощрения, дары и вознаграждения, причем очень этому радовались и весьма этим гордились. Юстиниан усыновил Теодеберта, внука знаменитого франкского короля Хлодвига, а другой римский император, Маврикий, впоследствии усыновил Хильдеберта.

Именно в Константинополь короли обращались со своими спорами в надежде на их разрешение, и там же они плели свои интриги. Римский император не шел ни на какие уступки относительно территории империи и своей власти, поэтому не было ничего удивительного в том, что, как только представлялась такая возможность, он пытался вернуть империи то, что ей принадлежало и что она утратила в силу тех или иных причин. А в случае с Юстинианом к этому добавлялось еще и его стремление вновь восстановить на возвращенных империи территориях ставшее традиционным для римлян вероисповедание — христианство (в форме католицизма, но не надо путать его с современным католицизмом)."







    Велизарий просит милостыню на картине Жака-Луи Давида. Велизарий был полководцем Юстиниана, очистившим Африку от вандалов и почти очистившим Италию от готов (на Аппенинах его дело завершил Нарсес). Согласно одной легенде, в старости Велизарой впал в немилость, подвеpгся конфискации имущества и нищенствовал. Но в данном случае интересна не его судьба, а то, как его эпоха выглядит на полотне классициста. Это чистая античность без малейшего намёка на Средневековье


     Завоевания Юстиниана Анри Пиренн оценивает следующим образом:

"Средиземное море, таким образом, вновь стало «римским озером». Римской империи пришлось предпринять поистине титанические усилия для восстановления своих позиций. Ведь для достижения успеха ей пришлось воевать на нескольких фронтах: ей пришлось одновременно сражаться с остготами в Италии и с персами, которые по наущению остготов объявили империи войну, а также со славянскими племенами на Балканах. Византии удалось отразить их нападение и вынудить их покинуть ее пределы.

Одновременно с этой нескончаемой чередой победоносных войн в империи происходили изменения, затрагивавшие самые глубинные основы византийского общества; эта эволюция вела к преобразованию как самих общественных порядков, так и царивших в обществе нравов. Был принят документ, являющийся выдающимся образцом законотворчества всех времен и носящий имя византийского императора — кодекс Юстиниана.

Римская цивилизация вновь засияла во всем своем блеске и великолепии, и для увековечивания памяти об этом уникальном возрождении империи в центре Константинополя был воздвигнут храм Св. Софии, являющийся величественным памятником во славу Бога и Византии."







   Римская империя в 555 году, через 79 лет после своего «падения» в 476-м. Галлия и Британия потеряны, но Африка и Италия очищены от варваров, а в Испании идут бои. При перенесении ситуации в наши реалии картина выглядела бы так: Рига, Вильнюс и Тбилиси захвачены варварами, однако Киев, Харьков и Одесса освобождены имперскими войсками, a боевые действия под Минском ведутся с переменным успехом. Юстиниан определённо был не из тех людей, которые ограничиваются Крымом


   У меня нет возможности в рамках одной статьи подробно пересказать всю книгу Пиренна. Она определённо заслуживает того, чтобы каждый, кого интересует заявленная проблематика, прочёл её целиком. Однако я не удержусь и добавлю хотя бы ещё несколько коротких цитат.

  О торговле в VI веке:

"Организация торговли сохранилась такой же, как и при римлянах. Торговые суда подходили к причалу, и прямо на берегу разворачивались настоящие ярмарки и рынки. В Фосе, например, прямо у причала находились торговые площади, принадлежащие государству (своего рода государственные рынки). Известно, что в Италии во время правления Теодориха многочисленные государственные служащие занимались регулированием торговли и контролем за торговыми операциями.

В Испании для иностранных торговцев также были отведены специальные рыночные площади, деятельность на которых регулировалась правилами, защищавшими интересы этих торговцев. В Карфагене после того, как над ним был восстановлен контроль Византии, были созданы торговые комплексы, которые использовались купцами как база для активной торговли через Тирренское море."

О денежном обращении в VI веке:

"Римский золотой солид — новая золотая монета, введенная при императоре Константине I (правившем с 306 по 337 г.), — к моменту вторжений германцев действовал в качестве денежной единицы на всей территории Римской империи. Система денежного обращения, хорошо знакомая варварам, поскольку они уже некоторое время до вторжений получали субсидии от римлян, была оставлена ими без изменений и после вторжений. На всех занятых ими территориях денежные единицы остались прежними. Короли германцев продолжали чеканить монеты с изображением римских императоров. Ничто другое столь ярко не свидетельствует о сохранении экономической целостности империи. Лишить ее единой денежной единицы было просто невозможно."

О культуре VI века:

"Посмотрите в этом аспекте на королевство остготов. Здесь все осталось таким же, как в Римской империи. Достаточно назвать двух главных советников Теодориха — Кассиодора и Боэция. А ведь и другие римляне играли немаловажную роль. Поэт Рустиций Элпидий, автор произведения «Поэма о благодетельном и милостивом Иисусе Христе», был врачом Теодориха и одним из его самых любимых подданных; он пользовался очень большим расположением и доверием короля остготов. Можно также упомянуть и Эннодия, родившегося, вероятно, в Арле в 473 г., который, хоть и стал в 511 г. епископом Павии, настолько придерживался языческих традиций в своих произведениях, что прославлял в них любовные похождения Пасифаи. Он был ритором, ставшим, так сказать, наставником духовного красноречия. От него мы узнаем, что школы риторики в Риме были столь же активно посещаемы, как и раньше."

В общем,

  «c какой стороны ни посмотреть, можно точно сказать, что создание варварских государств на территории Римской империи не внесло каких-либо новшеств в общественные порядки, которые оказали бы определяющее воздействие на последующее историческое развитие. Германцы не уничтожили империю; они лишь ликвидировали правительство, правившее от имени императора на Западе. Сами германцы признавали власть императора, обосновавшись на территории империи на правах федератов, то есть на условии выполнения определенных повинностей в пользу империи. Германцы отнюдь не хотели заменить империю чем-то другим; они просто хотели осесть в ней, и, хотя это сопровождалось серьезным упадком во всех областях общественной жизни, германцы не стали менять форму правления и систему управления государством. Они, так сказать, разделили древний дворец на несколько частей и получили собственные покои, сохранив при этом само здание».

Тезис Пиренна заключается в том, что античная цивилизация благополучно пережила вторжение германских варваров и в VI веке переварила их. Сначала германцы почувствовали очарование греко-римской культуры и совершенно ассимилировались в романской среде, а потом началось и восстановление римского политического контроля над утраченными в V столетии провинциями. Катастрофа пришла в VII веке. И не с севера, а с востока. Античность погибла в результате арабского завоевания Ближнего Востока, Северной Африки и Испании.






     Два файюмских портрета, II век нашей эры. Дабы оценить их по достоинству, нужно помнить, что это работы не художников, но ремесленников. Картины античных мастеров (например, Апеллеса) до нас не дошли и известны лишь по описаниям. Таким было искусство Северной Африки в античности, при римлянах. В ту пору там ещё не было религии, запрещающей изображать людей, а женщин считающей существами низшего порядка. Кстати, файюмские портреты наглядно показывают, что антропология североафриканцев за последние полторы тысячи лет ничуть не изменилась. Проблемы Северной Африки и Ближнего Востока носят отнюдь не антропологический характер


     Антиохия, Дамаск, Иерусалим, Александрия, Карфаген представляли собой не менее значимые центры античной цивилизации, нежели Рим, Константинополь, Афины, Равенна или Трир. Все они оказались потеряны. Греческий и латинский языки на восточных и южных берегах Средиземного моря были вытеснены арабским. Торговля в Средиземноморье была разрушена, культурные и экономические связи — разорваны. Экономика деградировала до уровня натурального хозяйства. Из Египта перестал поступать папирус, бывший основным писчим материалом древности. Заменить его было нечем (пергамент стоил на порядки дороже), и начался упадок образования в Европе. Классическая культура перестала воспроизводиться. Наступили Тёмные века. Анри Пиренн пишет:

"Главный вопрос заключается в том, почему арабы, которых было ничуть не больше, чем германцев, в отличие от последних не были ассимилированы на тех территориях, которые они завоевали, хотя народы завоеванных стран принадлежали к более высокоразвитой цивилизации, чем сами завоеватели. Ответ один: они обладали большей силой духа, которая была должным образом оформлена, упорядочена и подчинена единой цели. В то время как германцам было нечего противопоставить распространенному в Римской империи христианству, арабы были приверженцами и носителями новой веры, которая поднимала их дух на небывалую высоту. Это и только это было причиной того, что они не подверглись ассимиляции и не растворились среди местного населения. Ведь с любой другой точки зрения они, как и германцы, не были настроены против цивилизации, которую покорили, и ничего против нее не имели. Наоборот, они с удивительной быстротой впитали в себя все из этой цивилизации, что им было необходимо: научные знания греков и древние традиции искусства греков и персов. На ранних этапах своего господства арабы не проявляли особого фанатизма, а, наоборот, демонстрировали известную терпимость: они не требовали, чтобы жители завоеванных территорий стали новообращенными мусульманами. Но они требовали от них покорности и повиновения единому Богу Аллаху и его посланнику Мухаммеду, а поскольку пророк Мухаммед был арабом, то, соответственно, и Аравии, откуда прибыли арабы, считавшие себя слугами Аллаха и исполнителями его воли.

«Ислам» — арабское слово, в переводе оно означает «покорность», «покорение» (единому Богу — Аллаху), а его последователи называются мусульманами (от арабского слова «муслим», то есть покорный, преданный). Аллах — единый Бог, и, соответственно, священный долг его слуг и исполнителей его воли состоит в том, чтобы заставить неверных покориться воле Аллаха. От завоеванных народов требовали не обращения в мусульманскую веру, а покорности; ты можешь не становиться мусульманином, но должен покориться мусульманам. И эту покорность они насаждали везде, куда бы ни пришли. После завоевания арабы рассматривали науку и искусство покоренных народов ни много ни мало как свою добычу, которая должна быть переработана и использована во славу Аллаха. Они даже сохранили государственные институты неверных в той степени, в какой им это было выгодно. Правда, сделать это они были вынуждены. Арабы не могли управлять завоеванными территориями, используя родоплеменные институты и органы управления, как не могли аналогичным образом управлять Римской империей германцы. Однако, в отличие от германцев, они становились хозяевами везде, где появлялись; они пришли править и повелевать. Покоренные народы были покоренными в прямом смысле слова: именно с них брали налоги, и им не было места в обществе правоверных. Этот барьер был непреодолим. Никакой смычки между мусульманами и местным населением не было и не могло быть. Как это разительно отличалось от того, к чему стремился и что делал выдающийся руководитель остготов Теодорих, который считал, что он должен служить тем, кого он покорил, и который стремился к тому, чтобы составить вместе с ними единое целое!

  В случае с германцами завоеватели сами, подчас неосознанно, тянулись к завоеванным. А в случае с арабами все было наоборот: именно завоеванные должны были идти к завоевателям и искать их расположения, а для этого было необходимо служить Аллаху, как и сами завоеватели, и изучать Коран. А для этого, в свою очередь, нужно выучить арабский язык, который был для арабов одновременно и священным языком, поскольку на нем был написан Коран, и языком повседневного общения." 

  Битва при реке Ярмук между арабами и римлянами 20 августа 636 года в катарском телевизионном сериале «Умар ибн аль-Хаттаб». Или, если угодно, битва при реке Ярмук в 13 году Хиджры. Арабы её выиграли. Дальше события развивались стремительно. В 17 году Хиджры пала Кесария, в 20 году Хиджры — Александрия, в 76 году Хиджры — Карфаген, в 89 году Хиджры мусульмане переправились через Гибралтар и вторглись в Испанию (надеюсь, я нигде не ошибся при переводе христианских дат в мусульманские; поскольку мусульмане пользуются лунным календарём, пересчёт делается по довольно сложной формуле)

Книга «Магомет и Карл Великий» завершается словами:

"Причиной разрыва с античной традицией стало быстрое и неожиданное распространение ислама в результате вторжений арабов-магометан. В итоге Восток был окончательно отделен от Запада и средиземноморскому единству пришел конец. Такие регионы, как Северная Африка и Испания, всегда являвшиеся частью западного сообщества, отныне оказались в орбите Багдада и тяготели именно к нему. Здесь появилась другая религия и совершенно иная по сравнению с предыдущей культура. Западное Средиземноморье, превратившись в «мусульманское озеро», перестало быть тем главным средством торгового и культурного обмена, коим оно всегда было.

Запад оказался в блокаде и был вынужден опираться на собственные силы и ресурсы. Он был вынужден развиваться, замкнувшись в самом себе. Впервые в истории мировая ось сместилась от Средиземноморья на север. Упадок, в который погрузилась монархия Меровингов, привел в результате к появлению новой династии — Каролингов, корни которой уходили на пронизанный германским влиянием север Европы."








Арабский Халифат в 750 году. Тёмные века совпали со временем его расцвета. Анри Пиренн пишет об этой эпохе: «Западное же Средиземноморье, наоборот, на всем протяжении побережья от заливов Лионского и Ривьера-ди-Леванте до устья Тибра было опустошено и разграблено войной и пиратами, которым христиане не могли противостоять, поскольку не имели флота. Вся эта территория была зоной запустения и местом охоты пиратов. Порты и города обезлюдели. Связь с Востоком была прервана, а контактов с побережьем, занятым арабами, также не было. Ничего не было, кроме смерти (выделено мною — b)»

  Мне кажется, вышесказанного достаточно, чтобы склониться к переносу начальной даты Средневековья на 622 год нашей эры. Это год Хиджры, переселения пророка Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину, с которого начинается исламское летоисчисление. Хотя с тезисом Пиренна спорили все кому не лень, убедительно опровергнуть его никому так и не удалось. Постепенно его точка зрения становится всё более распространённой. Сегодня некоторые авторы прямо увязывают наступление Средних веков с приходом ислама, другие из соображений политкорректности не упоминают Пророка и его последователей, но датируют установление Средневековья туманным «началом VII века». Например, в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубежом между древностью и Средневековьем названо возникновение ислама. А крупнейшее англоязычное справочное издание «Кембриджская история древнего мира» относит период 425–600 годов нашей эры к поздней античности.

История Средних веков представляет второстепенный интерес. Интересно то, что произошло позже. Оказавшись к середине VIII века разорённым, одичавшим и изолированным, в XIV–XV столетиях Запад нашёл в себе силы всё начать сначала и опять построить цивилизацию, которую многие считают единственной на свете подлинной цивилизацией среди множества разнообразных культур. Было ли это связано с христианством? Возможно. Доктрина, утверждающая, что человек создан по образу и подобию Божию и наделён свободой воли, в своём развитии рано или поздно должна прийти к чему-то наподобие современного либерализма и идеи прав человека. На другом берегу Средиземного моря утвердилась противоположная религиозная концепция, базирующаяся на идее покорности, т. е. исключающая и идею свободы, и критическое мышление. Там Ренессанс не состоялся до сих пор.

  Исламский мир огромен и разнообразен. Среди миллиарда современных последователей Пророка мы видим совершенно светских и часто неотличимых от русских татар и башкир, благополучных и благоразумных индонезийцев, борющуюся с обскурантистским режимом иранскую молодёжь, преисполненную мудрости и благородства королевскую семью Марокко… Но вот что бросается в глаза: существует определённая зависимость между цивилизованностью мусульманских стран и их этнокультурной и географической удалённостью от Аравийского полуострова. Аравия, которую в древности называли Счастливой, однажды впав в Средневековье, осталась в нём навсегда. В истории последних двух тысячелетий нет других Тёмных веков, кроме тех, которые были вызваны арабскими завоеваниями. А в истории Аравии этой эпохи нет ничего, кроме Тёмных веков.

.
Tags: cogito, mamertini, sacristia, votum separatum
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 234 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Эммм... Вообще-то к моменту арабского завоевания римская империя как общесредиземноморский проект была уже все, и давно. 540-541 это юстинианова чума (обычная бубонная). В контексте крупной климатической аномалии, прекрасно фиксируемой дендрохронологей и т. д . 24 марта 535 года солнце «потускнело днем, а луна ночью, в то время как океан бурлил и волновался». Далее «произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять». «Солнце потемнело и оставалось темным в течение 18 месяцев. Каждый день оно светило лишь четыре часа. И свет этот был не более чем слабой тенью. Все говорили, что солнце никогда не вернет себе прежнего сияния».
Слои антарктических и гренландских льдов, образовавшееся в то время, имеют явные отпечатки кислотных дождей.
Были колебания на тему "вулкан или метеорит", сейчас считается вулканом.
По итогам - 40 % населения в Константинополе, эпидемия дошла минимум до Ирландии. В итоге варвары снимаются с места гораздо активнее чем во время эталонного переселения народов и "накладываются" на уменьшившееся население. В итоге лангобарды в Италии, авары и славяне на Балканах. На востоке активизируются менее пострадавшие Сасаниды. Единственное что в это время смогло обиваться постоянно - это собственно Константинополь по большому счету. Авары и Сасаниды едва не встретились на Босфоре, Сирию/Палестину/Египет они занимали.
Плюс понятный мировоззренческий кризис - "не так верим". Потом из-за угла тихо подкрались арабы которых в ходе процессе "осени античности" повезло отсидеться на правах "неуловимого Джо".

bohemicus

November 30 2018, 18:04:17 UTC 9 months ago Edited:  November 30 2018, 18:34:35 UTC

Кажется, сейчас принято считать, что произошли три извержения вулкана подряд - в 536, 540 и 547 годах, а эпидемия уничтожила до половины населения Византии. Потом пришла война с персами на полное взаимное истощение... Но это лишь объясняет причины неожиданного успеха арабов.

При чуть более благоприятном стечении обстоятельств империя преодолела бы этот кризис так же, как она преодолеле все предыдущие. И дело тут даже не в единстве империи, а в цивилизационной принадлежности южных и восточных берегов Средиземноморья.

alarmist79

9 months ago

bohemicus

9 months ago

alarmist79

9 months ago

bohemicus

9 months ago

alarmist79

9 months ago

a_konst

9 months ago

alarmist79

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

a_konst

9 months ago

alarmist79

9 months ago

finka_lisa

9 months ago

alarmist79

9 months ago

a_konst

9 months ago

alarmist79

9 months ago

Огромное спасибо!
Тут сложно что-то добавить, скорее хочется размышлять, чем говорить...
Мне всегда казалось, что эти самые "средние века" были периодом вынашивания, рождения в муках чего-то значительного.
А мне всегда казалось, что Средневековье - это просто смерть цивилизации. И Ренессанс для меня - это такое же чудо в человеческой истории, как воскресение Иисуса в истории божественной. Чудо, сделавшее жизнь осмысленной. А поскольку я человек сугубо светский, для меня это чудо даже более важно.

medved_kuznets

9 months ago

bohemicus

9 months ago

medved_kuznets

9 months ago

Спасибо!
А можете, что-то сказать о книге Жак Ле Гофф. Стоит ли резать историю на куски?
Вообще об авторе?
Книгу эту я не читал, да и вообще слишком мало знаком с трудами Ле Гоффа, чтобы обсуждать их подробно. Знаю лишь, что он смотрел на Средневековье с совершенно иной точки зрения, нежели смотрю я.

verja

9 months ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Византия и Иран истощили друг друга в длинной и очень ожесточённой войне. Всё население обоих государство настолько устало от войны, что было равнодушно к новой силе, крайне немногочисленной. Кто угодно, лишь бы не эти осатаневшие от крови.

Арабский мир очень быстро цивилизовался, возникло огромное общее пространство от Афганистана до Испании, свободное движение людей, идей и капиталов. Арабский дирхем много веков был главной валютой Старого Света, аналогом теперешнего доллара.

Главное мусульманское население Земли живёт в нескольких государствах из первой десятки самых населённых стран мира - Индонезия, Пакистан, Бангладеш, 150 млн мусульман Индии. Но всё насилие и безумие идут с Ближнего Востока, относительно небольшого пятачка. Действительно, сказывается близость саудитов. А также Сирии, Ирака и Ирана.



Цивилизованность арабского мира даже сейчас понятие довольно относительное. Люди умудряются в XXI веке проваливаться в ИГИЛ. Представьте себе картину их цивилизации VIII или Х века. Реальную картину, а не ту, которая нарисована в наших учебниках по соображениям интернационализма, политкорректности или чего-нибудь ещё в этом роде... В реале это должно было быть нечто особенное.

artimage_su

9 months ago

//Наступили Тёмные века//

Не было никаких "тёмных веков", было младенчество современной европейской Цивилизации в которой был и каролингский минускул, и утончённость учёной схоластики, и поэтическая изощрённость трубадуров, и невыразимая красота средневековых миниатюр, и математическое совершенство готических соборов. Мы живём в развитом Средневековье, а не в глупом косплее Античности названном красивым французским словом Ренессанс.
Вы - несомненно.
статья хорошая
Пиррена читал когда то давно, с его выкладками в целом согласен
все по делу и обоснованно
впрочем, классик медиевистики, однако
пс
кстати майя как предполагаю не подвергались никаким глобальным стихийным бедствиям
ну не более чем кто то другой
существовали в состоянии не очень стабильного равновесия что можно обяснить особенностями земледелия на Юкатане
а выкосили их в основном эпидемии, скорее пандемии непосредственно перед приходом испанцев
впрочем не менее чем любых других
Спасибо.

Классический период майя закончился, насколько я помню, лет за 600 до прихода испанцев. Насколько я понимаю, постклассические майя, обнаруженные испанцами, соотносились с класическими примерно так же, как Константинополь Палеологов соотносился с Римом Антонинов. Существуют разные мнения о причинах их упадка, и некоторые авторы говорят о некой экологической катастрофе (скорее рукотворной - вырубка лесов, истощение почвыи т.д.) Однако в общем Вы правы, майя не самый удачный пример.

В любом случае, причины и обстоятельства упадка и гибели многих ранних цивилизаций яснее и понятнее, нежели причины падения античносго мира.

gondoerasoff

9 months ago

Рим проиграл Византии звание столицы. Солидус Византийская монета, Рим пользовался Ауреусом.

Во время кризиса третьего века, политический центр в Константинополе захватил контроль на Восточными провинциями, начал чеканить свою независимую золотую монету (солидус) перехватил торговые пути востока и оказался де факто центром новой империи, Византийской. В самом Риме началась гиперинфляция, император просто не мог обеспечить войско (в Византийском солидусе 95% золота, в имперском серебянном денарии на тот момент только 5% серебра).

В итоге долина Рейна стала никому неинтересной переферирей. На Западе легионы перестали подчиняться центру, а начали подчиняться своим военным лидерам, которые занялись дележом тела Римской империи (западной части). А через 200 лет сам Рим оказался местом столкновений Византийских жрецов и потомков одичавших легионеров. Темные века наступили уже тогда, потому что полководцы и жрецы решали вопросы оружием, а не речами в сенате.

bohemicus

November 30 2018, 21:30:40 UTC 9 months ago Edited:  November 30 2018, 21:30:49 UTC

Вообще-то силой оружия решали вопросы ещё Марий и Сулла, не говоря уже о Цезаре и Помпее. Некоторые вопросы только силой оружия и решaются.

alexey_neonov

9 months ago

palaman

6 months ago

alexey_neonov

6 months ago

palaman

6 months ago

alexey_neonov

6 months ago

palaman

6 months ago

alexey_neonov

6 months ago

palaman

6 months ago

alexey_neonov

6 months ago

Мощно! Но вот некоторые виды протестантизма либо исключают, либо крайне занятно толкуют свободу воли и доходят порой до детерминизма вполне сравнимого с исламским. Однакоже, средних веков у лютеран, к примеру, нет?
Существует целая система параллелей между различными ветвями христианства и соответствующими им восточными религиями. Вы правы, в этой системе протестантизм соответствует исламу.

И существуют авторы... не скажу, что конспирологи, скорее неконвенционально мыслящие (назову их так), которые утверждают, что всё это разрабатывалось одновременно. Причём ислам, буддизм, конфуцианство с самого начала задумывались как варианты для туземцев, а параллельные им ветви христианства - как варианты для белых.

Но тему эту я развивать не буду. Во-первых, я не вполне разделяюи данную концепцию, а во-вторых, не хочу прогневать ни богов, ни адептов их культов.

dderedix

9 months ago

Приведённая карта спорит с тезисом. Основные центры античной цивилизации - Греция, Малая Азия, Италия - арабским завоеванием не были затронуты. Перенося такие потери на российскую современность, можно сказать: "Украина и Казахстан потеряны, но Москва и Великий Новгород на месте".

Конечно, потери это потери, но нельзя недооценивать живучесть такой цивилизации, как античная. К моменту прихода арабов ей было, видимо, не менее двух тысяч лет, и она видела завоевания сравнимого значения, нимало не дрогнув в существе своём - персидские, например.

Хороший аргумент в пользу тезиса свящан с папирусом, но античность процветала задолго до завоевания римлянами Египта. Соответственно, могла справиться и с вощёными дощечками. Гомер вообще ничего не записывал.

В общем, представление арабского завоевания как единственной серьёзной причины изменения цивилизационного кода неубедительно - при том, что многие подробности сами по себе описаны правдоподобно.
Малую Азию арабы проходили насковозь, попутно разоряя её. Греция была почти полностью захвачена славянами, византийцы сохранили контроль лишь над нескольким прибрежными пунктами. Византия VIII века - это по сути несколько анклавов цивилизации, то и дело подвергавшихся осаде со стороны варваров. Вот как это выглядело на карте:



В реале всё было ещё хуже, потому что Крит, Сицилия и Сардиния вскоре тоже оказались захвачены арабами.

idelle_m

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

bantaputu

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

bantaputu

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

bantaputu

9 months ago

Богемик, идея разрушения торговых связей Средиземноморья и потери папируса как доступного писчего материала, конечно, интересный и сильный ход, но насколько вообще правдоподобна и осмысленна история Римской Империи после кризиса 3его века? Тут от работ Птолемея, Аристотеля и Манефона рожки до ножки остались, но зато мы знаем как торговали на привокзальных рынках во времена Теодориха Великого... Немного смущает детализация...
В поздней античности, конечно, гораздо больше тумана, чем в классических периодах, но общая картина более-менее ясна.

Если Вы имеете в виду тезис Галковского "в 235 году выключили свет", то я его не разделяю.

При этом собственно церковная история действительно может быть стопроцентно фантастической, это не имеет особого значения. Если полностью убрать историю церкви из сферы рассмотрения, изменится очень мало, гораздо меньше, чем принято считать.

laangkhmer

9 months ago

bohemicus

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

alarmist79

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

alarmist79

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

alarmist79

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

alarmist79

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

alarmist79

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

artimage_su

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

artimage_su

9 months ago

laangkhmer

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

loboff

December 1 2018, 08:14:05 UTC 9 months ago Edited:  December 1 2018, 08:21:57 UTC

У Вас в предыдущих постах была ветка с вопросом о причинах уникальности европейской цивилизации. Не поучаствовал тогда, но в свете этой записи даже актуальнее, пожалуй.

Преемственность с античностью - настоящая или искусственная, органичная или надуманная, не столь уж и важно - которую и обеспечил Ренессанс - в общем-то и есть основная причина. Европейская цивилизация единственная, которая начала не с пустого места. Либо же, впав в дикость, и начав в Средневековье по сути с чистого листа (если смотреть на вещи таким образом) - смогла нагнуться и поднять утерянные предшественниками сокровища.

Все прочие великие мировые культуры погибали, лишь оставляя следы; приходящие им на смену дикари эти следы затаптывали, с разной степенью интенсивности; и даже когда затаптывать перестали, а начали гордиться, относились к артефактам из прошлого как к инопланетным игрушкам из сталкеровской Зоны - непонятным бирюлькам, которыми можно разве что играться. И лишь античность в средневековой Европе была использована, переосмыслена и бережно пристроена в новом хозяйстве. Что есть очевидный бонус как информационный, так и в целом культурный.

Понятно, что без других сопутствующих факторов, в т.ч. и географии, и ментальности, могло бы и в Европе не взлететь. Но основа всё же именно это - наличие преемственности с великой мёртвой культурой, - тем, чем никто больше не сумел воспользоваться.

(В этом месте обычно вспоминают "непрерывный" четырёхтысячелетний Китай, но это явно другая история, даже при полном доверии к официальной историографии. Более того - именно китайская "непрерывность", если уж её принимать как факт, и делает сопоставление заведомо некорректным.)

В связи с чем очень было бы интересно про Италию как источник современной Цивилизации. Добавляю и свой голос в нестройный хор заказов :)
По поводу Италии - полностью присоединяюсь!

А вот по поводу европейской цивилизации, позвольте вопрос: да, подняли, но почему? почему другие культуры не смогли поднять наследи предшественников, а удалось это только европейцам? У Вас есть версия?

loboff

9 months ago

medved_kuznets

9 months ago

bohemicus

9 months ago

medved_kuznets

9 months ago

loboff

9 months ago

medved_kuznets

9 months ago

loboff

9 months ago

idelle_m

9 months ago

palaman

6 months ago

idelle_m

6 months ago

skuvshinkou

9 months ago

bohemicus

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

bohemicus

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

loboff

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

bohemicus

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

Igor Izyurov

9 months ago

bohemicus

9 months ago

pryczony

9 months ago

Igor Izyurov

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

artimage_su

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

artimage_su

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

idelle_m

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

idelle_m

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

skuvshinkou

9 months ago

hypostratigos

9 months ago

alarmist79

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

idelle_m

9 months ago

alarmist79

9 months ago

Отлично, спасибо большое!
И Вам спасибо.

feelgus

December 1 2018, 09:26:38 UTC 9 months ago Edited:  December 1 2018, 09:59:58 UTC

"При перенесении ситуации в наши реалии" кто бы вместо германцев входил в Москву? ;)

<Аравия, которую в древности называли Счастливой, однажды впав в Средневековье, осталась в нём навсегда>
Многомудрые европейцы никогда не жили в пустыне, а как-то так получается, что пустыня способствует Средневековь. Наша Средняя Азия тому пример.
Интересно, почему ни при римлянах две тысячи лет назад, ни при итальянцах в первой половине ХХ века Ливийская пустыня отнюдь не способствовала впадению Ливии в средневекоье, а при арабах - способствует хоть в VII, хоть в XXI веке?

feelgus

9 months ago

bohemicus

9 months ago

feelgus

9 months ago

bohemicus

9 months ago

Вы знаете, прочитав ваши посты о датировке Средневековья, а также комментарии к ним, я вначале склонился к вашей точке зрения, она очень доходчива и наглядна, как все простые объяснения на свете. Но затем начал обдумывать экстраполировать, и теперь склоняюсь к точке зрения Кристофа Келлера - Средневековье началось после разделения Римской Империи на Восточную и Западную. Распад единого политического и экономического тела государства, при наступлении несчастливых совпадений привел всю средиземноморскую цивилизацию к краху. Ну а чтобы наглядно было - прошу взглянуть на судьбу Советского Союза, осколки погрузились в хаос варварства, просто время сейчас бежит быстрее.
Единая Римская империя - это лишь частный случай античной цивилизации. Более того, наше представление о Римской империи как о едином государстве сильно преувеличено и фатально искажено опытом жизни в централизованных государствах XVIII-XXI веков. Римская империя представляла собой скорее сложную систему договоров между полисами, нежели централизованное государство в нашем смысле слова.

А до установления римского мира Средиземноморье много веков существовало в виде множества совершенно независимых полисов (их количество исчислялось сотнями, если не тысячами). Так что раздел империи хоть на две, хоть на двадцать две части никак не менял характер средиземноморской цивилизации. Собственно, Пиренн показывает, что даже создание в западных провинциях варварских королевств не оказало существенного влияния на античный образ жизни.

После распада СССР в хаос варварства погрузились те осколки, в которых это самое варварство царило до прихода русских. В сущности, они вернулись в своё естественное состояние. Афины, Пергам, Антиохия, Александрия, Карфаген до прихода римлян были цивилизационными центрами, ни в чём не уступающими самому Риму. Для их цивилизационной принадлежности отношения между Римом, Константинополем, Триром и Равенной значили очень мало или совсем ничего.

voron_mudrez

9 months ago

idelle_m

9 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →