bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

O русских валькириях

     Среди бесчисленных советских фильмов о гражданской войне есть и снятая в 1977 году по мотивам рассказов Всеволода Иванова картина с многозначительным названием "Долг". Действие происходит в 1920 году где-то в Туркестане. Друг другу противостоят небольшие отряды комиссара Селиванова (конные матросы и сознательные туркестанские трудящиеся) и полковника Степанова (казаки и джигиты одного местного хана). По ходу дела выясняется, что в январе 1917 года полковник Степанов (Леонид Марков) проиграл капитану Селиванову (Николай Олялин) в карты значительную сумму, которую должен был принести на следующий день, но Селиванов куда-то исчез (видимо, перешёл на нелегальное положение и стал готовить мировую революцию). Поэтому, разгромив красных, полковник не может расстрелять пленного комиссара, но вынужден предложить ему свободу и шкатулку с драгоценностями в счёт своего карточного долга. Комиссар, со своей стороны, свободу и драгоценности категорически отвеpгает, а желает быть расстрелян, ибо таково его понимание слова долг. B общем, советская дидактика; молодым смешно, а во времена моего детства это был вполне типичный кинодиалог.

     Однако, помимо дидактических упражнений, в фильме "Долг" есть один эпизод, который заинтриговал меня ещё тогда, в 70-х (при подготовке этого поста я отыскал картину в Сети и обнаружил, что искомая сцена длится с 32 по 34 минуту). Красные преследуют подводу, на которой от них пытаются уйти два белых офицера. Офицеры отстреливаются, но погибают. Комиссар Селиванов снимает с мёртвого врага фуражку, из под которой рассыпаются золотистые волосы, и выясняется, что это дама. Перед зрителем на 20 или 30 секунд предстаёт лицо убитой русской женщины. В детстве меня учили, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя даже подумать о том, чтобы поднять на женщину руку. Можете себе представить, как я воспринял увиденное в фильме "Долг". В повозке между тем обнаружился плачущий младенец, и красные тут же принялись его спасать, но это меня уже не заинтересовало, как не заинтересовали ни суицидально-революционные склонности комиссара, ни даже соображения чести, которыми руководствовался полковник, тоже в конце концов пришедший к суициду (хотя где-то в моём девятилетнем мозгу и зафиксировaлась мысль, что приличные люди не убивают тех, кому должны денег). Меня заинтересовалo, почему эта женщина была в форме.


                                    


    Как свойственно детям с богатым воображением, я стал додумывать историю безымянной белой героини. Благо, в том же 1977 году вышла очередная экранизация "Хождения по мукам", дававшая детскому мозгу богатейшую пищу для фантазий на тему "что может произойти с человеком во время гражданской войны". В ту пору мои политические симпатии, не говоря уже о взглядах, ещё не сформировались. Белые были мне чуть ближе красных по сугубо эстетическим соображениям - в советских фильмах, от "Чапаева" до "Дней Турбиных", и от "Сорок первого" до "Неуловимых мстителей", они всегда лучше выглядели и обладали куда лучшими манерами. Спустя какие-то пять лет у меня уже были вполне антисоветские взгляды. Я всё отчётливее понимал, что родина пала за полвека до моего рождения, и что на её руинах построен очень странный и не очень пригодный для жизни мир. Меня всё живее интересовало, какой была исчезнувшая империя и при каких обстоятельствах она погибла. Как мы жили бы, если бы она сохранилась. Как сложилась бы наша история, если бы Фортуна склонилась на сторону белых. Разумеется, эти вопросы волнуют многих.

    В 2016 году Елена Чудинова написала роман «Побѣдители». Его действие разворачивается в 1984 году в мире, в котором гражданскую войну выиграли белые. У меня до «Побѣдителей» до сих пор не дошли руки, а жаль, потому что об этом романе все отзываются исключительно хорошо. Однако, благодаря обстоятельной рецензии ув. krylov'a, я всё же знаком с идеологией и концепцией произведения Чудиновой. В нём описан мир, где правые одержали полную победу не только в России, но и во всём мире - во Франции в очередной раз восстановлена монархия, в Европе возрождён Священный Союз в расширенном составе, большую роль играет религия, сексуальной революции не произошло, а массовое общество не возникло. Это прекрасная право-консервативная утопия, которая едва ли могла быть построена в реальном мире (точно так же другой знаменитый роман Елены Петровны, «Мечеть Парижской Богоматери», - блистательная антиутопия, которая, к счастью, никогда не будет реализована).

     После реставрации порой действительно возникает куда более консервативный режим, нежели тот, что был до революции, но обычно не надолго. Яркий пример - Франция. Карл X по сравнению с прогрессивнейшим Людовиком XVI был настоящим реакционером, и Франция отвергла его довольно быстро. В России белое движение не было даже монархичeским по существу (хотя, разумеeтся, монархисты в его рядах тоже встречались), так что я бы не ждал от белых установления ультраконсервативных патриархальных порядков. В случае их победы в России с наибольшей вероятностью возникло бы что-то вроде фашизма. Говоря это, я не вкладываю с слово фашизм никакого оценочного смысла, для меня это технический термин. И уж тем более я никак не связываю фашизм с германским национал-социализмом. Нацизм строится вокруг борьбы рас, в то время как фашизм прокламирует сотрудничество классов в корпоративном государствe (подробнее о фундаментальной разнице между этими идеологиями см. Их борьба (постскриптум): Иногда они выбирают войну).

    Самое остроумное определение фашизма, которое мне доводилось встречать - "господство высших классов, опирающееся на искусственно вызванный энтузиазм масс". И если вам не нравится итальянский термин "фашизм", вы можете заменить его каким-нибудь другим по своему вкусу. Во Франции это называлось интегральным национализмом, в Испании - то национал-синдикализмом, то фалангизмом, в Южной Америкe используются такие термины, как корпоративизм. В принципе, среди белых были деятели, разрабатывавшие концепцию солидаризма, но широкой известности их разработки не получили и энтузиазма у масс не вызвали. Нетрудно заметить, что сколько-нибудь успешные варианты фашизма и близких к нему течений наблюдались по преимуществу в романских странах, где мир - театр, а жизнь - игра. Похоже, русские правящие классы погубила чрезмерная серьёзность. Им не хватило лёгкости и артистизма, чтобы очаровать массы и вызвать у них необходимый энтузиазм. Впрочем, гораздо интерeснее гипотетичeской победы белых - вариант сохранения монархии. Через четыре или пять лет после знакомства с экранизацией "Хождения по мукам" (т.е. где-то в начале 80-х), я прочёл и саму трилогию графа Толстого. В первой же главе "Сестёр" я обнаружил следующее:

   "В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными  женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. Инженеры и капиталисты работали  над проектом постройки новой, не виданной еще роскоши столицы, неподалеку от Петербурга, на необитаемом острове. <...> То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги - верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения - признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными. Таков был Петербург в 1914 году."

    Этот пассаж полностью, до деталей, совпадает с описаниями Берлина, Парижа и Нью-Йoрка чуть более позднего времени - ревущих двадцатых, эры джаза. Все социокультурные перемены, сплошь и рядом объясняемые Первой мировой войной, начались ещё до войны и независимо от неё. Они непременно произошли бы, даже если бы войны удалось избежать. В первой половине двадцатого века речь шла не о выборе между традиционным и массовым обществом, а выборе той или иной модели массового общества. Это касается и русской революции и гражданской войны. Ни сохранение монархии, ни победа белых не означали бы торжества традиционной модели, они означали бы переход к разным формам массового общества. В 1914 году Россия давно уже не была ни царством позолоченных куполов, ни страной патриархальных семейных ценностей. Она была империей банков и мюзик-холлов из хрусталя и цемента, в которой девушки скрывали свою невинность, а супруги - верность, лишь бы не прослыть пресными (разумеется, провинции это касалось в гораздо меньшей мере, нежели столицы; но решающее значение всегда имеет происходящее в метрополии).

   Существуют три модели массового общества - социалистическая, фашистская и демократическая. Большевики строили социализм в его наиболее катастрофической форме, а когда всё закономерно развалилось, начался кризисный переход РФ к демократической системе (т.е. к обществу потребления; суть демократической системы, конечно же, не в народовластии). Белые в случае победы на несколько десятилетий установили бы нечто вроде фашизма (это называлось бы солидаризмом или как-то ещё), после чего Россия неизбежно перешла бы ко всё той же демократической системе. Судя по опыту Италии, Испании и Чили, такие переходы бывают куда менее болезненны, нежели процессы, наблюдаемые сегодня в РФ. Наконец, если бы революцию удалось предотвратить или подавить, в Российскoй империи демократические институты и ценности были бы введены так же легко и естественно, как это произошло в монархиях Скандинавии и Бенилюкса.  В своё время я писал и о зарождавшейся в России массовой культуре (Прощай, Лулу), и o том, к чему пришла бы империя при нормальном развитии событий (Русская модель). Разумеется, к этому можно многое добавить.

     Например, историческую судьбу православной церкви в сохранившейся империи можно в общих чертах просчитать, глядя на церкви североевропейских королевств. В Швеции лютеранская церковь была государственной до 2000 года, сейчас её прихожанами считаются свыше 60% населения страны, но регулярно посещают богослужения около 2%. Её архиепископ - женщина. В Норвегии церковь считалась государственной до 2012 года, потом её отделили от государства, однако король остался её главой. В Дании церковь и по сей день остаётся государственной и объединяет свыше 80% жителей страны, но при этом она ультралиберальна - руколопожение женщин в ней производится с 1948, а благословение гей-браков - с 1997 года. Пожалуй, до венчания однополых пар в русской церкви дело не дошло бы, всё же православие в таких вопросах консервативнее лютеранства. А вот норвежский вaриант весьма интересен. Отделить церковь от государства, но оставить монарха её главой - это так по-русски.

    Мир, в котором Российская империя сохранилась, был бы похож на наш собственный куда больше, чем обычно изображают авторы альтернатив. Только Россия занимала бы в нём совсем иное место и находилась бы на совсем ином уровне. В мире Чудиновой в 1984 году довольно слабо развито телевидение, хотя компьютеры и телефоны находятся где-то на уровне наших 90-х. Думаю, в реале Российская империя, случись ей прожить подольше, стала бы родиной телевидения. А уж русское кино, судя по тому, как оно развивалось во времена Александра Ханжонкова и Веры Холодной, доминировало бы как минимум в Старом Свете. Вероятно, это повлияло бы на всю русскую культуру. Она утратила бы литературоцентричность и сосредоточилась бы на движущихся картинках задолго до наших дней. Кстати, недавно я где-то прочитал, что любимой писательницей Николая II была Тэффи. Государя спросили, кого из литераторов он желает видеть на праздновании трёхсотлетия Дома Романовых, и он ответил, что только её.

     А уж об урбанизации, эмансипации женщин, сексуальной революции и демографическом переходе и говорить излишне - в последние сто лет это были вещи самоочевидные, необходимые и неизбежные. Недавно, услышав волшебное слово "аборт", мой журнал посетили сразу три противника женского равноправия. Один, обладающий пустым аккаунтом, настаивал, что вопросы деторождения должны решать мужчины, а вот алиментов не должно быть ни в коем случае. Другой утверждал, что может с любым поговорить за науко, ибо обладает двумя научными степенями (его собственный журнал полностью посвящён одной теме - теории плоской Земли; науко разное бывает). Наконец, третий требовал введения патриархата и домостроя, ибо в противном случае мы все вымрем, так как добровольно женщины отказываются рожать, даже когда перед ними ползаешь на коленях. Кажется, этот человек считает себя правым консерватором. Он даже апеллировал к брачному законодательству империи. Напрасно апеллировал. Всё это мракобесие с плоской Землей и домостроем проистекает не из консерватизма, а из советского обычая пить плохой алкоголь в гараже втайне от собственной жены.

       У мужчин, заслуживающих этого наименования, подобных проблем не бывает. Что же касается женщин, то недавно мне попался на глаза один текст, который может послужить ответом одновременно и на мои детские вопросы о судьбе безымянной героини фильма "Долг", и на фантазии постсоветских джентльменов о русском патриархате. Время от времени я просматриваю чужие френд-ленты, чтобы не замыкаться в кругу одних и тех же авторов и взглядов. В ленте ув. philtrius'a присутствует милейшая yu_sinilga. Когда-то мы с ней общались в ЖЖ, но потом не сошлись во взглядах. Уже не помню, на что именно - на историческую роль православия, на судьбы русской эмиграции или на что-то ещё в этом роде. Однако это не важно. Её пост Вл. Амфитеатров-Кадашев. ВАЛЬКИРИИ довольно объёмен, но, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы я воспроизвёл его целиком. Владимир Амфитеатров-Кадашев - русский публицист, во время гражданской войны пребывавший на Юге России. Вот его свидетельство:

"Одной из особенностей южных армий является большое количество женщин, сражающихся в наших рядах. Этого, говорят, нет ни у Колчака, ни на других фронтах. В Ростове постоянно встречаешь молодых девушек и дам, одетых в солдатскую форму, иногда (даже чаще) с офицерскими погонами (их легко производят). Я имел удовольствие знать многих лично: очень любопытно. Явление это, в сущности, не новое, наблюдавшееся еще во времена Большой войны, но сейчас страшно участившееся. Насколько я могу судить, здесь мы имеем дело с тремя типами, с тремя побуждениями.

    Во-первых, казачки — они, по самой натуре своей, мужественны и воинственны, дочери военной доли: с детства умеют ездить верхом, стрелять, закалены и здоровы. И, в сущности, нет ничего неестественного, что, когда их домам, их родной земле начала угрожать погибель, они схватились за оружие, тем более, что настроены казачки гораздо крепче, непримиримее и смелее, чем их мужья и братья. Но казачек-добровольцев почти не видно в тылу, они остаются на фронтах, причем очень часто совмещают роль солдата с ролью сестры милосердия. В бою — с шашкою, с винтовкой, после боя — с бинтом и ватою. Нередко, по миновании опасности, они мирно возвращаются к домашнему очагу. Это безусловно, самый чистый, героический, благородный тип наших Жанн Д ’Арк.

      2). Романтические головки из интеллигентных и аристократических семей. Романтизм здесь бывает самых разнообразных градаций — от беззаветного горения, патриотического порыва, до полубезумной истерики. Возбудители его тоже разнообразны: встречается патриотизм чистого вида, как у Али Д., у которой я впервые в жизни встретил ощущение Родины как живого существа (очень интересная, вообще, девушка, с огромным мистическим опытом); но чаще патриотизм бывает смешан с чувством личной любви к определенному человеку — мужу, жениху, любовнику; такова была кн. Черкасская, убитая под Таганрогом, неразлучно следовавшая за своим, тоже впоследствии погибшим, мужем, такова Джульетта Добрармии (как ее называли) — Нина 3., не захотевшая расстаться при оставлении Ростова в 1918 г. с женихом (ему было 19, ей 17 лет), мужественно переносившая все тяготы Ледяного похода и трогательно погибшая вместе с женихом в одном бою; такова Золотая Люся, очаровательное существо, в которое был влюблен весь ее отряд, но которая любила только своего жениха, молодого поручика, и пожертвовала за него жизнью: больной тифом он был оставлен в пустой хате и попал в лапы большевиков вместе с не хотевшей его покинуть Люсей. Видя неминуемую гибель, она придумала такой героический выход: выдала больного за мужика, хозяина хаты, намекнув, чтобы замести следы, что офицер спрятан где-то в другом месте. Большевики поверили, оставили больного в покое и подвергли Люсю жестокой пытке, добиваясь, где же офицер? Люся все снесла и не выдала. Наш разъезд, налетев на хату, истребил большевиков и нашел бессознательного тифозного и истерзанную до полусмерти Люсю.  Они были спасены, но, к несчастью, кроткая девушка не вынесла мучений и умерла через несколько дней. Такова, наконец, М.Н.Т. — скромная, черноволосая дама с печальными глазами, похожая в форме на студента-первокурсника, жена видного адвоката в одном из городов Северного Кавказа. Она влюбилась в офицера, остановившегося у них во дни короткого (прошлым летом) занятия ее родного города Добрармией; влюбилась мгновенно: coup de force, бросила семью и с той поры неотлучно следует за новым избранником.

     Иногда, впрочем, побуждения бывают далеки от любви. Например, одна барышня, еще совсем девочка, гимназистка шестого класса, ушла в армию, чтобы искупить грех старшего брата, ярого большевика. А зарубленная в схватке под Белой Глиной баронесса Ольга де Боде (настоящее имя - Софья, - Ю.С.) стала солдатом из чувства мести: в 1917 году на ее глазах (институтки предпоследнего класса) мужики вырезали всю ее семью — отца, мать, сестру с мужем и двух маленьких детей сестры; ее спасла старая нянька. Баронесса, воспитанная в военной семье, прекрасная спортсменка, лихо ездящая, стреляющая, владеющая саблей, — наиболее прославленная из «валькирий». Про нее рассказывают много смешного: как Корнилов поймал ее за хорошим делом — носилась на коне по улицам занятого села и на лету шашкой смахивала головы гусям, — и как Верховный чуть не предал ее суду за мародерство. Дело, конечно, обошлось, но все-таки, когда армия вернулась летом 1918 г. на отдых на Дон, Марков вспомнил о гусях и засадил баронессу на две недели на гауптвахту. В другой раз баронесса явилась причиной того, что «maman» Смольного едва не окочурилась от ужаса — в самом деле, разве не ужасно: в приемную института в Новочеркасске входит молоденький офицерик, и все институтки с визгом бросаются ему на шею! К счастью, «maman» вовремя разглядела, что офицер-то на деле — де Боде. Но рассказывают про нее и страшное: ужас, пережитый при погибели семьи, сделал из этой юной девушки существо неодолимой жестокости, которая смущала даже старых вояк. Де Боде хладнокровно и беспощадно расправлялась с пленными, правда, никогда не подвергая их лишним мучениям. Но очевидцы говорили мне, что нестерпимо жутко было видеть, как к толпе испуганных пленников подскакивала молодая девушка и, не слезая с коня, прицеливалась и на выбор убивала одного за другим. И самое страшное в эти минуты было ее лицо: совершенно каменное, спокойное, с холодными, грозными глазами. Погибла де Боде тоже «валькирически» (хотя валькирии и «не погибаемы») — в лихой рукопашной схватке с «красными казаками» Миронова.                                              

     3) Авантюристки. Здесь тоже много градаций, начиная от «гулящих женок» какого-то «валленштейновского» типа, вроде той рыжей проститутки, что до сих пор по ночам шляется по Садовой в гимнастерке и высоких сапогах, а в армии околачивалась, пока не вздумала однажды нацепить... полковничьи погоны (тогда ее подвергли наказанию розгами и выставили), — до авантюристок, не лишенных некоторой внутренней красоты, какого-то лихого порыва, удальства, легкомыслия (внешняя красота среди наших валькирий — явление тоже частое: большинство — хорошенькие), — этаких героинь кинематографического стиля. Есть среди них и неприятные: война, конечно, грубит, принижает женщину, но есть и сумевшие найти иногда почти очаровательный тон, в котором военное странно мешается с женственным..."


                                                  

                                                                                        София Николаевна де Боде


    Я почти стопроцентно уверен, что если бы историческая Россия сохранилась, сегодня западноевропейские и американские блогеры иллюстрировали бы свои посты о сражениях прекрасных валькирий со всякой сволочью и нечистью кадрами из русских фильмов. Но поскольку мы живём в мире без Российской империи, всё наоборот, и мне нечем завершить текст о русских валькириях, кроме нарезки из голливудских фильмов и европейских сериалов. Впрочем, жизнь понемногу налаживается, и я надеюсь прожить достаточно долго, чтобы однажды увидеть великолепный блокбастер, в котором юная баронесса София Николаевна де Боде будет мстить большевикам за свою семью. Крупным планом. Желательно - в 3D.



         .                  
Tags: russia, symposium
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1031 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Мир, в котором Российская империя сохранилась, был бы похож на наш собственный куда больше, чем обычно изображают авторы альтернатив. Только Россия занимала бы в нём совсем иное место и находилась бы на совсем ином уровне.

Этого никогда не могло бы случиться по совершенно банальной причине: Россия 1914 года не Богемия 1914 года. Подробно рассуждать неохота, но, поскольку Вы человек умный и образованный, намекну: сопоставьте долю городского населения и долю грамотного населения в этих странах, и все станет ясно как в хрустальном шаре.
Урбанизация и введение всеобщего образования - это естественные общемировые процессы. В Российской они прошли бы куда менее болезненно и с гораздо лучшим конечным результатом, нежели в СССР. Собственно, в этих процессах как таковых нет ничего особенного, трудными и болезненными их умудрилась сделать только Советская власть.

При чём здесь Богемия, я, извините, не понял.

happy_coder

2 years ago

alejorojas

2 years ago

happy_coder

2 years ago

alejorojas

2 years ago

happy_coder

2 years ago

alejorojas

2 years ago

happy_coder

2 years ago

alejorojas

2 years ago

happy_coder

2 years ago

alejorojas

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

eednew

2 years ago

alejorojas

2 years ago

eednew

2 years ago

alejorojas

2 years ago

eednew

2 years ago

alejorojas

2 years ago

dfs_76

2 years ago

alejorojas

2 years ago

dfs_76

2 years ago

alejorojas

2 years ago

dfs_76

2 years ago

alejorojas

2 years ago

bohemicus

2 years ago

alejorojas

2 years ago

alalich

2 years ago

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

happy_coder

2 years ago

Deleted comment

chudinovandrei

2 years ago

happy_coder

2 years ago

Maximilian Von Der Grune

2 years ago

какой же вы всё-таки русский
давно вас читаю, заметила одну любопытную вещь
вы почему-то всё чаще вспоминаете корни
В комментариях к предыдущему посту несколько человек выразили уверенность, что я еврей. А один высказал светлую мысль, что я - Дмитрий Быков :)

klaran

2 years ago

_nekto

2 years ago

al_permsky

2 years ago

bohemicus

2 years ago

Deleted comment

bohemicus

2 years ago

"Эльжбета Донотек, женщина на вид неполных двадцати лет, имела волосы цвета льна и голубые, как у незабудки, глаза. Она была бы необычайно красивой, если бы не обстоятельства. Ибо была она женщиной в гуситских войсках, женщиной переходов, отступлений, побед, поражений, жары, холодов и слякоти. И непрерывного изнуряющего труда. И выглядела, как и все остальные. Одевалась во что попало, лишь бы понадежней, светлые волосы прятала под серым толстым платком, а ладони имела красные от холода и потрескавшиеся от влаги. И при всем этом, о чудо, лучилось от нее что-то, что можно было бы назвать достоинством. Самоуважением. Чтото, что просилось на ум и язык как das ewig Weibliche .[67]

О женщине, пользующейся большим уважением среди сопровождавших Сироток женщин, о прирожденной предводительнице, с мнением которой считались даже некоторые гуситские гейтманы. Была также, связывал он сплетни, во всем этом какаято тайна, была любовь и смерть, большая любовь к комуто погибшему. К комуто, кого никто уже не заменит, кто оставил по себе только вечную пустоту, вечную скорбь и вечную незавершенность." (с)

А, это Сапковский. А то я думаю: откуда у гyситской женщины польское имя?

dzhin_dzhit

2 years ago

bohemicus

2 years ago

dzhin_dzhit

2 years ago

bohemicus

2 years ago

dzhin_dzhit

2 years ago

wook_fox

2 years ago

dzhin_dzhit

2 years ago

acrolect

2 years ago

bohemicus

2 years ago

acrolect

2 years ago

crisis_killer

2 years ago

ingvarhelgisson

2 years ago

de_leser

2 years ago

bohemicus

2 years ago

zaharov

January 27 2019, 21:32:05 UTC 2 years ago Edited:  January 27 2019, 21:34:10 UTC

Альтернативка - любопытный жанр, родившийся именно на границе 20 и 21 веков. Свирепствует она, конечно, больше всего в России, но и в нерусской Европе процветает. И даже американский Fallout - это тоже такая своеобразная альтернативка, замаскированная под научную фантастику. Раньше человечество шло вперед не оглядываясь, а сейчас все чаще испытывает приступы ностальгии. Русские фантазируют о мире, где большевики проиграли, немцы - о мире, где немцы победили, а американцы прямо сейчас начинают фантазировать о мире без Трампа.
Это странно. Россия - такая, какая она есть, прошлое изменить нельзя, а будущее можно. От альтернативки веет фатализмом и историческим пессимизмом - ну, раз большевики победили, то все - надо сидеть и горько плакать, мы теперь навечно социальные уроды изгои. А это не так. Большевики-то в итоге проиграли!
Гражданская война не закончилась в 1922 году, она закончилась в 1991 г. И сейчас - послевоенная разруха и послевоенное восстановление. И хотелось бы поговорить не о том, как славно жилось до войны, и как было бы хорошо, если бы войны не было (это - типичные окопные разговоры, неизбежные на войне, но неуместные после победы), а о том, какое будущее мы хотим создать для нашей страны.
>Альтернативка - любопытный жанр, родившийся именно на границе 20 и 21 веков.

Мягко говоря, это не совсем так. Если верить Википедии (хоть русской, хоть английской), первым известным нам автором альт-хистори был Тит Ливий, задавшийся вопросом "что было бы, если бы Александр Македонский не умер в 33 года и пошёл войной на Рим?" и описавший эту войну (римляне победили).

Известны европейские романы XV века об изгнании турок из Константинополя и т.д.

Видимо, это свойство западного мышления - просчитывать возможные варианты (с восточной традицией я в данном случае совсем не знаком и не могу даже сказать, существует ли она).

zaharov

2 years ago

mihailgurevitch

2 years ago

zaharov

2 years ago

mihailgurevitch

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

mihailgurevitch

2 years ago

mihailgurevitch

2 years ago

Россия была бы не более влиятельна, чем Бразилия, при любых расскладах. Имела бы меньше территорий, при непомерно раздутых чили-аргентинах-украинах-белоруссиях. Потому что Запад так поступает всегда и везде. Это единственный способ мироустройства, который разрешает Запад на незападе.

bohemicus

January 27 2019, 21:48:44 UTC 2 years ago Edited:  January 27 2019, 21:48:53 UTC

Россия - это и есть Запад, а свои комлексы перед русскими демонстрируйте где-нибудь в другом месте, здесь это никому не интересно.

latnemrob1

2 years ago

wanderv

2 years ago

latnemrob2

2 years ago

slavatrush

2 years ago

Deleted comment

bohemicus

2 years ago

Deleted comment

ship_s_h_e_e_p

2 years ago

ryadovoy_k2

2 years ago

a_luganskiy

2 years ago

ashfurywind

2 years ago

alejorojas

2 years ago

a_luganskiy

2 years ago

ryadovoy_k2

2 years ago

a_luganskiy

2 years ago

rabbit1960

2 years ago

bohemicus

2 years ago

rabbit1960

2 years ago

bohemicus

2 years ago

latnemrob2

2 years ago

Марин Киселев

2 years ago

bohemicus

2 years ago

Сериал про Софью де Боде, конечно, снять надо. Но какой хэппи энд вы бы хотели увидеть в нем? : )
Это зависит от целевой аудитории.

И потом, я говорил не о сериале, я говорил о блокбастере. Я не смотрю сериалы. Блокбастеры иногда смотрю.

zaharov

2 years ago

bohemicus

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

bohemicus

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

zaharov

2 years ago

kaunov

2 years ago

bohemicus

2 years ago

zaharov

2 years ago

bohemicus

2 years ago

zaharov

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

bohemicus

2 years ago

nogi_vverh

2 years ago

zaharov

2 years ago

Да-а, страшненькое время. Каждый день несколько тысяч зарублено, застрелено, сдохли от голода и болезни. Каждый день ... несколько тысяч ... когда в голову помещается, начинает подташнивать. Гуманизмом не пахнет, есть всеобщая уверенность, что для счастья и справедливости неправильных людей надо убивать.
Вы имеете в виду гражданскую войну? Да, безусловно.

dmitriy0479

2 years ago

Но что интересно, даже в такой ситуации баб в армию не брали. Все для победы, но женщины в это все не входят и не подходят. Думаю по одной-единственной причине, имя которой бесполезность. Этакий камень от граждан сражающихся в огород феминизма :).
И слава Богу.

alejorojas

2 years ago

Федор Шишков

2 years ago

Возражу. Тренд от запрета цирков с животными и детских военных игрушек идет к запрету и любых фильмов, где пусть и во имя добра кого-то убивают. А потому - я за запрет любого показа убийств. Ровно как есть запрет на показ операций хирургов всем подряд нужен запрет и на показ любых военных операций. Пора вам люди спиливать свои клыки и стричь когти.
По скромному моему разумению, левацким психологам, рекомендующим запрещать детские военные игрушки, самим место в сумасшедшем доме.

О запрете фильмов со сценами насилия я ничего не буду говорить ввиду абсурдности постановки вопроса.

chudinovandrei

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

nikital2014

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

nikital2014

2 years ago

14in1

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

14in1

2 years ago

chudinovandrei

2 years ago

phoenix2100

2 years ago

Браво, Богемикус!
Спасибо!
Скандинавские монархии не пережили революцию и гражданскую войну, так что пример не релевантный. Есть другой, гораздо ближе и с подобным генезисом, Вторая Речь Посполита с полуфашистским режимом Пилсудского. Ну был бы Колчак или Деникин на его месте, чуть поменьше польской надрывности, чуть больше финского сису, а так такая же периферия Европейского Континента зализывающая свои раны.
Банальности, но их надо всем зубрить. Будем кончать с наследием наших предков. У нас тоже был нацизм, только вместо евреев в нем были буржуи. Но главное у нацистов и большевиков - замах на мировое господство. В этом плане исламизм последняя инкарнация нацизма, ибо там вместо евреев и буржуев - неверные. И тоже цель - мировое господство через насилие.

bohemicus

2 years ago

Deleted comment

bohemicus

2 years ago

Deleted comment

bohemicus

2 years ago

Deleted comment

lilibay

2 years ago

bohemicus

2 years ago

lilibay

2 years ago

Vlad Prokopenko

2 years ago

lilibay

2 years ago

bohemicus

2 years ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Что за антипрогрессивная, и очень странная мечта? Назад в средневековье? А иначе, откуда в России сословия возьмутся? Сословия -- это настолько глупо, и одновременно смешно, что ну никак в голове не укладывается. Никто не станет в России уважать потомков олигархов, тех, кто Россию ободрал как коза липку, ради собственного удовольствия. А откуда же возьмутся в ней сословия?

Потомки бывших дворян рассчитывают на то, что им земли и рабов пожалуют? Наивные. С чего бы это? За красивые глаза? Отнять надо. И завоевать.
Забавно. Вообще то уже отняли и завоевали.

//Внучка президента Бориса Ельцина Мария Юмашева считала элитную школу Theresianum в Австрии и свои венские апартаменты «безумно скучными».

Поиски новых браслетов от Valentino, обуви Prada, сумочек Chanel и очков Christian Dior отвлекают Юмашеву-младшую от визитов личного косметолога.

Внучка Ельцина — VIP-путешественница. Она уверенно советует друзьям частные самолеты, 5-звездочный Four Seasons в Нью-Йорке. На упреки в соцсетях, что семья Ельцина живет в «мире бриллиантов», Юмашева-младшая презрительно отвечает: «Ты никто!»//

elena_dempsey

2 years ago

lilibay

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

valsshebnik

2 years ago

bohemicus

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

bohemicus

2 years ago

elena_dempsey

2 years ago

Roman Zhukov

2 years ago

Deleted comment

bohemicus

2 years ago

Ну, не знаю.
Не хочу я видеть фильму об этой Боде.
Месть красива и оправданна только тогда, когда она направлена на восстановление справедливости. А какая справедливость может быть в братоубийственной междоусобице? К тому же кроме мести ещё и никакой привлекательной идеи у этой братии не было. А у коммуняк она таки была - построить мир социальной справедливости. Другое дело, что благие намерения всегда ведут куда-то не туда... Но это уже совсем другая история.
Не было у красных никаких благих идей. Сама идея коммунизма отвратительна независимо от способов её реализации. Она принципиально антигуманна, как и любая идея, для реализации которой требуется изменение природы человека ("воспитание нового человека" и прочее бла-бла-бла). А поскольку человека изменить невозможно, на практике реализация любой идеи по его изменению означает только истребление людей, которые изменениям не поддаются. Это убийство ради убийства, зло в чистом виде (красные кхмеры были лишь последовательнее других). И борьба против подобных извращений мысли - благородное дело.

agor

2 years ago

bohemicus

2 years ago

agor

2 years ago

bohemicus

2 years ago

agor

2 years ago

Deleted comment

agor

2 years ago

Deleted comment

agor

2 years ago

Deleted comment

agor

2 years ago

fragguss

2 years ago

Deleted comment

agor

2 years ago

chernetskoy

2 years ago

agor

2 years ago

znorko76

2 years ago

Deleted comment

znorko76

2 years ago

agor

2 years ago

znorko76

2 years ago

agor

2 years ago

bohemicus

2 years ago

infernal_mickey

2 years ago

znorko76

2 years ago

vdkrav

2 years ago

nihao_62

2 years ago

yohaha

2 years ago

agor

2 years ago

yohaha

2 years ago

agor

2 years ago

yohaha

2 years ago

agor

2 years ago

yohaha

2 years ago

agor

2 years ago

Pavel W

2 years ago

ixwid

2 years ago

agor

2 years ago

Dispersio

2 years ago

bohemicus

2 years ago

biverbaclan

2 years ago

Deleted comment

semenoff

January 27 2019, 23:43:07 UTC 2 years ago Edited:  January 27 2019, 23:47:02 UTC

Все так и было и белые гораздо человечнее красных. Смысл и содержание жизни красных я за всю жизнь так и не смог понять.

Но назад идти некуда: в Российской Империи все держалось на одной немецкой семье. Точнее с Михаила Романова на русской семье, и было прямо скажем не очень. А вот с Петра 3-го и Екатерины 2-й, это уже немецкая семья и дело пошло. Мечта Петра Первого сделать из России европейское государство могла реализоваться единственным образом, путем передачи власти европейской династии.

Николай Александрович был слабым управленцем, но русские должны были за него держаться обеими руками, потому что даже хотя бы такого найти в России больше невозможно.

А сегодня все, поздно. Была только династия настоящая, а страна так себе, развивающаяся. Первый университет в конце 18 века, первый писатель в 19м...Верхушка совсем тоненькая, 70% населения выходцы из крепостных крестьян. Это безнадежно, несколько веков понадобится своим ходом.
Вы на меня, пожалуйста, не сердитесь, но если уж Вы пишете подобные глупости, хотя бы не редактируйте их. Умнее они от этого не становятся, а мне на почту приходит по 3, 5 и более сообщений, что Вы опять подправили какую-то буковку в своей реплике.

Ради всего святого, научитесь пользоваться кнопкой предпросмотра комментариев. Один раз прочесть какую-нибудь чушь об "одной немецкой семье", "развивающейся стране", "выходцах из крепостных", "неоходимых веках" и т.д. я ещё могу. С трудом, но могу. Видеть нечто подобное два и более раз просто выше моих сил. Извините.

semenoff

2 years ago

bantaputu

2 years ago

semenoff

2 years ago

bantaputu

2 years ago

semenoff

2 years ago

bantaputu

2 years ago

bantaputu

2 years ago

semenoff

2 years ago

bantaputu

2 years ago

bohemicus

2 years ago

bantaputu

2 years ago

semenoff

2 years ago

bantaputu

2 years ago

semenoff

2 years ago

nikital2014

2 years ago

ruthenicus

2 years ago

nikital2014

2 years ago

alarmist79

2 years ago

ramtamtager

2 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal