bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Кино наших дней

  B последнее время новости стали столь выразительны и самодостаточны, что любые комментарии к ним кажутся мне излишними... Детский сад в словацком городе Попрад в рамках тематической недели "Приключения капли воды" украсил беседку изображением радуги, чем вызвал такую бурю негодования со стороны местных противников LGBT, что был вынужден принести им извинения и отстранить фотографию радуги со своей страницы в Фейсбуке... Свыше четырёхсот бельгийских солдат и полицейских две недели не могут найти ветерана спецназа, пообещавшего ликвидировать ведущего вирусолога своей страны и ушедшего в леса с целым арсеналом оружия; фан-клуб мятежного офицера, насчитывающий свыше сорока тысяч человек, после блокировки аккаунта в Фейсбуке переместился в Tелеграм... Социалистическое правительство в Мадриде обнародовало семисотстраничный прожект "Испания-2050", в котором описывается счастливое общество будущего с коллективной собственностью на жильё и автомобили, с пенсионным возрастом в семьдесят лет, со сниженным потреблением мяса и воды и с интеграцией не менее двухсот тысяч мигрантов в год...

   Это хроника наших дней, и если вы способны отреагировать не неё осмысленным комментарием, я снимаю шляпу. У меня искушение написать что-нибудь о текущей политике в последний раз возникaло во время шпионско-дипломатического скандала вокруг взрывов на складах с оружием в Вербетице. Я даже успел сделать первые наброски, но тут РФ опубликовала список недружественных государств, состоящий из США и ЧР, и я замер, зачарованный причудливостью происходящего. Я вспомнил всё - таинственные и ужасные ритуалы Богемской рощи; Томаша Гаррига Масарика, провозглашающего независимость Чехословакии в Вашингтоне; пражанку Мадлен Олбрайт; Нейла Армстронга, берущего с собой в тот самый полёт на "Аполло-11" запись "Симфонии Нового Света" Антонина Дворжака; Эштона Кутчера, один из предков которого при натурализции сменил имя с Яна Кучеры на Джона Кучера; псевдоафроамериканскую активистку Рейчел Долежал, разоблачённую в качестве природной голубоглазой блондики (на суде она оправдывалась: "У меня только тело белое, а душа чёрная"). Предо мной разверзлась бездна. Описание всемирного богемско-американского заговора - это не формат ЖЖ. Тут нужен конспирологический роман масштаба "Иллюминатов" Дэна Брауна, а лучше - "Маятника Фуко" Умберто Эко. Я пас.

  В общем, сижу я перед своим компьютером, слушаю восьмичасовую подборку "Positive Blues Music" (всё-таки блюз - лучшая музыка на свете), смотрю разные хорошие фильмы, наблюдаю, как российские пропагандисты пытаются изобразить восторг в адрес одного озорующего на воздушных трассах самозванца из западных губерний (ну и работа у этих несчастных), и думаю, о чём написать (вступать в дискуссию о самозванце и его проделках кажется мне не вполне пристойным). И тут меня осеняет: о фильмах и напишу. Я совсем не киноман и, вероятно, смотрю меньше фильмов, чем любой среднестатистический зритель, зато выбираю их довольно тщательно. Прежде, чем остановиться на какой-нибудь картине, я обычно просматриваю и отвергаю не меньше тридцати или сорока трейлеров (иногда - и все пятьдесят). Из выбранных фильмов досматриваю до конца менее половины. Значительная часть просмотренного напрочь выветривается из моей головы уже через несколько месяцев. Но то, что остаётся у меня в памяти, обычно бывает в той или иной степени достойно просмотра. Я мысленно перебрал фильмы, которые видел в последние года полтора или два, и решил, что есть смысл рассказать вам о двадцати их них. Это не топ и не хит-парад, так что порядковый номер в данном случае ничего не значит. Фильмы в списке расположены по группам в соответствии со страной производства, от наименьшей группы к наибольшей.


1. Пара из будущего (2021) - единственный отечественный фильм в моей подборке. Зрители в большинстве своём относятся к российскому кино крайне критично, я - гораздо снисходительнее. Но "Пара из будущего", на мой взгляд, в снисхождении не нуждается. Это действительно смешная комедия, и Сергей Бурунов несомненно очень хороший актёр, и парень, играющий персонажа Бурунова в молодости, на редкость удачно попадает в образ. Не говоря уже о показанном в первые двенадцать минут будущем...



2. Во время грозы (2018) - единственный в списке испанский фильм. Великолепный фантастический триллер с непредсказуемыми поворотами сюжета. Вообще, если вам кажется, что в последнее время триллеры перестали быть напряжёнными, а ужасы - страшными, значит, пора переходить с американского кино на испанское. В подобных жанрах испанцы обычно бывают на высоте, так что здесь могло бы быть и несколько их картин, просто эта запомнилась мне больше других. А вот испанских фильмов о гражданской войне я стараюсь избегать. Они всегда снимают их с одной стороны, и всегда не с той, которой симпатизирую я.



    3. Джентльмены (2019) - фильм Гая Ричи, о котором достаточно сказать, что это фильм Гая Ричи. Я видел не все его картины (например, у него есть что-то о короле Артуре, что я не смотрел), но те, которые видел, производят впечатление одного многосерийного фильма. Некоторые серии более, некоторые менее удачны. "Джентльмены" - одна из самых удачных. Вы или любите такое кино, или нет, но обсуждать в нём нечего. Кроме кастинга и костюмов, разумеется. Кажется, мне ещё не попадалась рецензия на "Джетльменов", в которой не было бы отмечено, что герой Колина Фарpелла носит умопомрачительный спортивный костюм Burberry.



  4. Скрюченный домишко (2017) - ещё один британский фильм. Экранизация Агаты Кристи, в которой всё канонично - роскошный огромный особняк, загадочное преступление и чётко очерченный круг подозреваемых, a угадать, кто убийца, практически невозможно. Но я включил картину в подборку не из-за детективного сюжета, а из-за того, как в ней изображена одна из моих любимых эпох - конец пятидесятых. Всё, что нужно, уже есть - и рок-н-ролл, и джинсы, и кожаные куртки, и женские брюки - но мужчины ещё выглядят как мужчины, женщины - как женщины, а автомобили - как автомобили. Будь по-моему, эта эстетика сохранялась бы вечно.




  5. Однажды в Голливуде (2019). Квентина Тaрантино я люблю гораздо больше, чем Гая Ричи, и видел у него всё, кроме "Омерзительной восьмёрки" (вестерн - категорически не мой жанр, даже при всём почтении к Тарантино). В "Однажды в Голливуде" он обходится с историей не менее вольно, чем в "Бесславных ублюдках", где евреи зверски убивают Гитлера. На этот раз фильм снят, чтобы оставить в живых Шэрон Тейт. Я всегда подозревал, что её гибель была для американского общества бóльшим шоком, чем убийство обоих братьев Кеннеди, и теперь убедился в этом окончательно. Похоже, речь идёт о незаживающей ране посерьёзнее вьетнамской войны. Фильм снят к пятидесятилетию смерти Шэрон Тейт, и Марго Робби в её роли великолепна (впрочем, она великолепна в любой роли).



  6. Дождливый день в Нью-Йoрке (2019). Вуди Аллен, как он есть. Да ещё с великолепным актёрским составом. За исключением Селены Гомес, разумеется. Я пару раз писал об этом фильме и говорил, что сия Гомес изо всех сил пыталась, но так и не смогла его испортить. Мало того, что она абсолютно не умеет играть, у неё и внешние данные совершенно не подходят для роли. И вот недавно я услышал, что Селена Гомес присоединилась к подлецам, выразившим сожаление, что они снимались у Аллена. Если бы на земле была хоть капля справедливости, эта девица больше в жизни не сыграла бы даже в массовке (Тимоти Шаламе такой же мерзавец, но он по крайней мере актёр).




   7. Идеальные незнакомцы (2015) - шедевр Паоло Дженовезе, едва ли нуждающийся в представлении. Успех этого фильма был таков, что на данный момент снято уже не менее десяти его ремейков, от мексиканского до армянского и от греческого до южнокорейского. Если бы я их видел, то порассуждал бы о том, насколько похожи (или, наоборот, непохожи) люди и скелеты в их шкафах во всём мире. Но я смотрел только итальянский оригинал.



  8. Место встречи (2017) - опять Паоло Дженовезе, и опять шедевр. Камерный фильм, действие которого разворачивается за одним столиком в недорогом итальянcком кафе. Люди просто приходят и разговаривают с вечно сидящим за этим столиком человеком (если, конечно, он человек). Масса событий, безумные поступки, бешеная динамика, висящее в воздухе напряжение, головокружительные повороты сюжета - и всё это в диалогах за столиком в кафе. И всё логично, всё прадоподобно, всё так, как должно быть в хорошем кино.



    9. Кто эти люди? (2015) - на порядок более лёгкий фильм, чем предыдущий. Итальянская комедия о мошенниках, снятая так, как в старые добрые времена снимали французы. Я смеялся, как в молодости. Кстати, все три итальянских фильма в моей подборке объединяет то, что в них играет один актёр - Марко Джаллини.




   10. Офицер и шпион (2019) - фильм Романа Поланского, с которым мы попадаем в мир французского кино, где останемся надолго, почти до самого конца. В оригинале фильм называется в духе Эмиля Золя - "Я обвиняю". Я не специалист ни по делу Дрейфуса, ни по французской армии конца XIX века, хотя, конечно, имею некоторое представление и о том, и о другом. Но, кажется, специалисты сходятся на том, что в этой картине достоверно всё, от фабулы до мундиров. Поэтому мне было интересно посмотреть, как была устроена армейская машина, позволившая Франции выстоять в Великой войне, в которой погибло большинство её противников и союзников. Да и вообще, "как делаются дела".





  11. Обещание на рассвете (2017) - экранизация автобиографического романа Ромена Гари. В своё время я читал эту книгу и не мог оторваться. Мне всегда хотелось, чтобы кто-нибудь перенёс её на киноэкран. Наконец, моё желание сбылось. "Три причины стоят того, чтобы из-за них драться - женщины, честь и Франция". И попробуйте что-нибудь возразить, когда кто-нибудь говорит это в такой манере, как Гари. Даже если вы знаете, что это был великий мистификатор, ни одному слову которого нельзя верить.





    12. Бобро поржаловать (2008) - комедия, ставшая вторым по популярности фильмом в истории французского проката (после "Титаника"). Меня восхитила работа русских переводчиков и актёров дубляжа. Передать юмор, целиком построенный на обыгрывании диалектных особенностей чужого языка и культурных стереотипов другой страны, практически невозможно. Но они как-то справились. Хотя альтернативное название - "Добро пожаловать к Ш’тям" - нравится мне больше, чем "Бобро поржаловать".




     13. Имя (2012) - комедия совершенно иного плана. Семья французских интеллигентов (разумеется, левых взглядов) узнаёт, что один родственник решил назвать ребёнка Адольфом. Реакция героев оказывается столь бурной, что у них начинают сыпаться скелеты из шкафов не хуже, чем у "Идеальных незнакомцев". Кажется, при просмотре именно этого фильма моя жена задалась риторическим вопросом: "Могут ли французы снять фильм, в котором не будут упоминать русскую литературу?" Я подумал и пришёл к выводу, что иногда им это всё-таки удаётся. Но редко и с трудом. Если вы снимаете фильм из жизни французских интеллектуалов, ваши герои просто обязаны вспоминать русскую классику.




   14. Тайна Анри Пика (2019) - крайне своебразный детектив с элементами триллера, в котором преступления как такового нет, но есть захватывающее расследование, строящееся вокруг французского романа... из жизни Пушкина. Почему Пушкина - см. выше. Как ни странно, я не нашёл русского трейлера этого фильма и вынужден выложить французский.




     15. Город мошенников (2020) - фильм, которому больше подошло бы название "Город беспредельщиков". Знаете, есть одна сентенция о британских спецслужбах, о которых можно говорить бесконечно, и о французских, о которых нечего сказать, потому что они просто убивают всех подряд, не оставляя свидетелей. Строго говоря, это картина не о спецслужбах, а о полицейских и бандитах, но и спецслужбы в ней тоже появляются (и их появление впечатляет). Очень нуарная история, нуарнее некуда. Снял её Оливье Маршаль, сам двенадцать лет прослуживший в органах, в том числе - в отделе по борьбе с терроризмом. А поскольку фильм французский, в начальной сцене отмороженный мафиозо и ещё более отмороженный инспектор беседуют в автозаке об "Анне Карениной".



  16. Друзья на свою голову (2020) - непритязательный, но милый фильм о том, как тяжело нам бывает перенести успех ближнего своего, с неожиданно постаревшим Венсаном Касселем и всё более расцветающей Беренис Бежо.



   17. Любовь на кончиках пальцев (2012) - одна из самых совершенных стилизаций, какие я видел в жизни. Действие фильма происходит в 1959 году, и его создатели не ограничились показом костюмов и интерьеров той эпохи. Начальные титры, музыка, диалоги, характеры героев, их отношения, сам подчёркнуто бесхитростный сюжет и даже взгляд Деборы Франсуа, так похожий в этом фильме на взгляд Одри Хепбёрн - всё переносит зрителя в 1959 год. Полная иллюзия, что вы смотрите фильм, снятый в одну эпоху с "Римскими каникулами", "Шербурскими зонтиками"  и "Завтраком у Тиффани".



    18. Прекрасная эпоха (2019). Cуществует несколько фильмов, эстетика которых столь изыскана, что её можно считать эталонной. "Лучшее предложение" Джузеппе Торнаторе, "Великая красота" Паоло Соррентино, "Отель «Гранд Будапешт»" Уэса Андерсона. Николя Бедос сделал мне подарок, сняв фильм того же плана и того же уровня. Как ни странно, Прекрасная эпоха в данном случае не имеет ничего общего с Belle Époque в привычном смысле этого слова. Для главного героя Прекрасная эпоха - это 1974 год, в котором он мечтает очутиться хотя бы на один день. И этот год показан так, что понравилось даже мне, хотя в норме моё неприятие эстетики семидесятых почти столь же сильно, как моя привязанность к вкусам пятидесятых.



   19. Он и Она (2017) - опять Николя Бедос, но на этот раз совершенно другой. Галковский назвал данную картину самым замалчиваемым произведением современного кинематографа. Думаю, я сделал ошибку, сначал прочитав рецензию Дмитрия Евгеньевича, а потом посмотрев фильм. Галковский увидел в нём то, чего скорее всего не увидел бы я сам, и это определённым образом отразилось на моём восприятии, как минимум подсознательно. Поэтому я всем советую поступить противоположным образом - сначала посмотреть творение Бедоса, а потом ознакомиться с мнением Галковского о нём. И поразиться, насколько же чужое восприятие может отличаться от нашего собственного. Возможно, после этого вам захочется пересмотреть фильм, теперь уже под другим углом.




   20. Мост в Терабитию (2007) - вероятно, самый неожиданный фильм в моей подборке. Он настолько выбивается из общего ряда, что я решил поставить его в самый конец (хотя картина американская, так что её следовало бы разместить рядом с "Однажды в Голливуде" и "Дождливым днём в Нью-Йoрке"). Некоторые считают этот фильм детским. Его главные герои действительно дети, но если вы почитаете комментарии на ютубе, то увидите, что люди пишут: "Я ни за что не покажу этот фильм своим детям, он слишком жесток". А другие возражают им: "Это самый добрый фильм на свете". Нашёлся и тролль, заявивший, что его эта история совсем не тронула. Он получил в ответ целую кучу реплик в духе "А у тебя сердце есть?" или "А ты вообще человек?". Не помню, когда меня в последний раз так зацепил какой-нибудь фильм. Наверное, это было в 1978 году, когда я посмотрел картину Станислава Ростоцкого "Белый Бим Чёрное ухо". Прокатчики совершили чудовищную ошибку, попытавшись рекламировать "Мост в Терабитию" как фэнтези. Это сугубо реалистичный (может быть, даже слишком реалистичный) фильм, в котором, помимо прочего, показаны детские игры и в нескольких сценах вопроизведён мир детских фантазий, только и всего. Хотя трейлер к фильму такой, словно бы это были "Хроники Нарнии". Я даже не стану его выкладывать, настолько он обманывает зрителей. Лучше выложу восьмичaсовую подборку "Positive Blues Music", которой вдохновлялся при написании этого поста. Хотя подозреваю, что "Мост в Терабитию" способен создать у зрителя более блюзовое настроение, чем восемь часов самого отчаянного блюза.



.
Tags: cogito
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 300 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →