Желательным я считаю такое положение вещей в обществе, при котором налогоплательщик, развернув газету, может со спокойной совестью пропустить политическую аналитику и перейти непосредственно к разделу ресторанной критики.
Утверждение, что земли богемской короны дошли до подобного благостного состояния, былo изрядным бы преувеличением. Но развитие идёт именно в этом направлении. О чешской политике ещё есть смысл говорить, но уже нет причин делать это слишком серьёзно.
Я давно ничего не писал на данную тему. Между тем на политической сцене в течение последних месяцев произошёл ряд любопытных событий. Для верного понимания их сути нужно представлять контекст происшествий. Его создаёт статистика, опубликованная в феврале Европейским статистическим управлением. В русской блогосфере она осталась почти незамеченной. Данные относятся к 2007 г., но приходится пользоваться ими в качестве свежих. Брюссельская бюрократия весьма нетороплива. Цифры показывают уровень ВВП и ППС (паритет покупательскoй способности) в регионах Евросоюза.
Для целей исследования Европа разделена на 270 регионов (девять из них составляют Чешскую республику). Среднеевропейскиий ППС принят за 100. Верхняя десятка выглядит так:
1. Внутренний Лондон (Великобритания) - 334
2. Люксембург (Люксембург) - 275
3. Брюссель (Бельгия) - 221
4. Гамбург (Германия) - 192
5. Прага (Чехия) - 172
6. Иль-де-Франс (Франция) - 169
7. Юг и Восток (Ирландия) - 166
8. Гронинген (Нидерланды) - 165
9. Обербаеpн (Германия) - 165
10. Стокгольм (Швеция) - 165
Если Чехия в целом с её ВВП на душу населения 12300 € и ППС = 80 оказывается ниже среднеевропейского уровня (а семь из девяти чешских регионов не достигают 75 % этого уровня, что переводит их в категорию бедных), то Прага с ВВП 26500 € и ППС 172 вновь становится одним из богатейших городов континента. Как во времена, когда она бывала столицей Священной Римской империи.
Этим объясняется сегодняшняя политическая ситуация. Политика делается в столице. Делается легко и непринуждённо, потому что на жизнь самой столицы почти не влияет. При таком ВВП, как в Праге, обыватели вполне могут себе позволить видеть в политике развлечение в чистом виде. Или вовсе не обращать на неё внимания. В провинции же от столичных кульбитов избиратели чешут затылки.
В марте, за два месяца до парламентских выборов, Мирек Тополанек, семь лет бывший председателем партии гражданских демократов, со скандалом покинул свой пост. Скандал он устроил сам. На первый взгляд, без малейшей причины. В интервью, данном журналу для геев "Луи", Тополанек ни с того ни с сего предпринял выпады против католической церкви, которую он назвал организацией, занимающeйся промыванием мозгов и заявил, что первоначально христианство обходилось без церкви.
Когда же интервьюер попросил его охарактеризовать геев, Тополанек сказал, что министр транспорта Густав Сламечка сбежит, как только дело дойдёт до серьёзного. Но с сексуальной ориентацией последнего это не связано. Потому что, если дойдёт до серьёзного, премьер-министр Ян Фишер сбежит ещё раньше, хоть он и не гей, а просто еврей.
Далее последовало то, что должно было последовать. Все, кому положено было возмутиться, возмутились, Тополанек стал перед всеми извиняться, говоря, что его неправильно поняли, а потом и подал в отставку.
Конечно, Миреку Тополанеку прекрасно известно, что следует и чего не следует говорить. Что пишут по поводу его странного (у)хода другие, я не читал. У меня же причины его поведения не вызывают сомнений. Он ушёл сейчас, чтобы не уходить после выборов. Потому что выборы гражданские демократы проиграют, и проиграют с треском. И ответственность будет возложена на лидера. Косвенно моё предположение подтверждается тем, что партию ныне возглавил Петр Нечас. Это типаж Кириенко. Такие люди бывают востребованы, когда слив неизбежен.
Cоциал-демократы, противники гражданских демократов, избрали тактику заведомо невыполнимых обещаний. Прибегнув к популизму за гранью здравого смысла, они, конечно, придут к власти. На этом они выиграли краевые выборы, выиграют и парламентские.
После чего перед ними откроются два пути - или довести финансы страны до ручки, или показать себя величайшими лжецами в современной чешской истории. Людям, которые одновременно обещают раздавать всем подряд деньги в невиданных количествах и снизить вдвое задолженность страны, третьего не дано. Надеюсь, что они всё же обманщики, а не безумцы. Попытка воплощения их программы в жизнь грозила бы превращением Чехии во вторую Грецию, и они это знают.
В любом случае, к власти социал-демократы придут на один срок. Многие из тех, кто сейчас готовится отдать им свой голос, через четыре года при упоминании названия этой партии станут прибегать к ненормативной лексике. Вот тогда у гражданских демократов встанет вопрос о лидере, который поведёт их к победе. И я бы не стал полностью исключать возможность, что им окажеся человек по имени Мирек Тополанек. Сейчас он ушёл, чтобы не проигрывать. Возможно, ушёл навсегда. А возможно, начал таким образом предвыборную кампанию 2014 года.
Самая добрая карикатура на победоносного Йиржи Пароубека, которую я нашёл в Сети
Любопытен объект, о который Тополанек решил самоубиться. Министр транспорта Густав Сламечка в этом отношении человек проверенный. Буквально недели за две до Тополанека атаку в стиле камикадзе против Сламечки предпринял профсоюзный лидер Яромир Душек. В ходе сложных переговоров между министерством и профсоюзами, грозившими всеобщей забастовкой на транспорте, Душек заявил, что министерство захвачено гомосексуальной мафией и выразил готовность основать организацию, которая защищала бы права гетеросаксуального министерского меньшинства, подвергающегося дискриминации за свою сексуальную ориентацию.
Как нетрудно догадаться, после этого Душек был отозван профсоюзами с переговоров, а министерство принялось заверять, что посты на транспорте распределяются исключительно в соответствии с компетенцией претендентов. Вообще же разнообразные скандалы, в основном финансовые, сопровождают всю карьеру пана Сламечки, уроженца Словакии и выпускника Питтсбургского университета. Интересно, что в момент занятия министерского поста он не обладал чешским гражданством и не говорил по-чешски.
А вот слухи, что вместе с Тополанеком падут и другие лидеры гражданских демократов, не подтвердились. В частности, в руководстве партии остался мэр Праги Павел Бем. Градоначальник умеет удерживаться на высоте при любых обстоятельствах. В январе он совершил восхождение на Массив Винсон (4897 м) и стал третьим в истории чехом, поднявшимся на высочайшие горы семи континентов, что считается среди альпинистов весьма престижным.
В общем, реквалифицироваться в рестораные критики политологам пока рано. Да и многие рестораны сейчас, в связи с неважной экономической коньюктурой и закрытым для авиации небом, зияют удручающей пустотой. Но с другой стороны, я намедни поймал себя на мысли, что как-то позабыл имя нынешнего чешского министра иностранных дел. Да и министра обороны. А имени министра внутренних дел я и не знал. Конечно, гугль выдаст мне их за несколько секунд. Но зачем?