bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Богемская масонерия.


   Кажется, за всю жизнь я слышал всего один анекдот с масонской тематикой.
 

   В зоомагазине покупатель хочет приобрести попугая.

  "Сколько стоит вот этот?"

  "Пятьсот крон."

  "Не очень много. А что-нибудь получше есть?"

  "Вот за тысячу. Прекрасное оперение, умеет разговаривать."

  "А ещё лучше?"

  "Вот этот за две тысячи. Он не только разговаривает, но даже поёт."

  "А какой у вас самый дорогой?"

  "Ну ещё есть один, который учит остальных. Он стоит пять тысяч."

  "Что? Вот этот старый, облезлый, - и за пять тысяч?"

  "Да я и сам удивляюсь, но остальные называют его Досточтимый Мастер."

  Как нетрудно догадаться, услышал я его в Богемии. Это страна с чрезвычайно богатой масонскй традицией.

  Сами масоны склонны удревнять своё происхождение больше, чем кто бы то ни было другой. Например, историк Джордж Оливер писал в 1824 г., что масонство возникло задолго до того, как была создана Земля, и успешно существовало на других планетах.

  На таком фоне часто встречающееся возведение богемского масонства к некому Братству Обруча, согласно традиции основанному в Праге в 1382 г., выглядит образцом трезвости.

  Реально же масоны распространились в Богемии в XVIII веке. Большинство источников называет основателем первой богемской ложи графа Франца Антона Шпорка. Считается, что это была ложа "У трёх звёзд", инсталлированная графом в его дворце на Йиндржишской улице 24 июня 1726 г. 


                                     

Граф Шпорк. На сайтах, торгующих масонской символикой, это изображение продаётся как портрет основателя чешского масонства.


  Перечисляются члены ложи, утверждается, что присутствовал английский Великий Магистр Энтони Сайeр. Дело однако в том, что граф Шпорк никогда не владел означенным дворцом, и версия о его роли в основании богемского масонства является легендой. Известно и имя автора легенды. Это был писатель Йoсеф Сватек, в 1891 г. включивший статью "Zednáři" в книгу "Образы чешской культурной истории". Ему же принадлежит и сам термин, которым масоны пoныне обозначаются в чешском языке. До Сватека их обычно  либо называли просто "zedníci", т.е. "каменщики", либо пользовались богемизированным заимствованием из немецкого - "frajmauři".

  Согласно новейшим исследованиям, первая ложа в Праге появилась в 1741 г. и поначалу была безымянной. Организовали её французы, чья армия заняла Прагу в ходе войны за австрийское наследство.

  Как бы там ни было, во второй половине XVIII столетия масонство очень широко распространилось в Богемии. Однако на первых порах среди масонов практически не было чехов. Изменение этой ситуации связывают обычно с именем Игнаца Борна, геолога и минералога, основателя Чешской Королевской Академии наук.  Kогда настала пора чешского национального возрождения, чехов начали привлекать и в ложи. Инициатива эта приписывается именно Борну, и поэтому чешские масоны считают его своим spiritus agens. Сам он был немцем, родившимся в Трансильвании и учившимся в Вене. В ложе "У настоящего единства", где председательствовал Борн, состоял и Моцарт, называемый иногда самым знаменитым из австрийских масонов.

                                               
                                        
                                                                                        Игнац Эдлер фон Борн

  О богемском масонстве того времени рассказывается примерно то же самое, что о масонстве любой другой страны. Временный запрет в 1766 г. по подозрению в республиканском заговоре... Открытие в 1773 г. сиротского приюта "У св. Иоанна"... Основание в 1786 г. ложей "У девяти звёзд" дома для глухонемых...

  Есть однако и любопытное свидетельство лейпцигского профессора Августа Готтлиба Мейснера, некоторoe время работавшего в Праге и наблюдавшего нравы её жителей:

  "Если бы я сам не был членом братства, я бы без обиняков поведал всё, что общество рассказывает о здешних масонах. Однако мои обязанности перед орденом, равно как и моё миролюбие, закрывают мне рот. Но об одном я не могу умолчать. Меня беспокоит количество членов, принимаемых в последнее время, а также недостаток осторожности и нарушение обета молчания, когда речь заходит  о делах лож. Я слышал даже, как женщины публично рассуждают о вещах, о которых положено знать лишь братьям ордена".

  Вероятно, в полной мере оценить это свидетельство смогут лишь те, кому знаком характер богемцев. А в особенности - их гендерные роли. В книге одного современного чешского автора, масона с двадцатипятилетним стажем, я встретил определение некоторых его собратьев как "братьев под каблуком". Далее автор воспроизводил записку своего преподавателя, пражского профессора, адресованную руководству ложи. Профессор просил подтвердить, что заседаниe ложи затянулось до позднего вечера и тем оправдать его в глазах супруги.

  Многие дамы были бы более чем довольны подобным положением дел. Но не таковы женщины Богемии. И в самих делах масонских они давным-давно добились равноправия с мужчинами.

  Первую женскую ложу основали 10 июня 1787 г. граф Йoсеф Эммануэль Канал де Малабайя и граф Лажанский. Великим Mагистром стала (кто бы мог подумать) графиня Канал де Малабайя. Графиня Лажанска удовлетворилась функцией Первого Стража.

                                    

  Не менее интересно складывались и отношения вольных каменщиков с государством. Сын Марии-Терезии Иосиф II, император-реформатор, издал указ настолько примечательный, что я его процитирую:

  "Так называемые масонские общества, таинства которых настолько же неизвестны мне, насколько я не любопытен и относительно их трюков, распространяются и в малых городах. Эти союзы, предоставленные сами себе, без надлежащего присмотра могли бы скатиться к эксцентричности, небезопасной для религии, порядка и нравственности. Ранее масоны преследовались, и их ложи закрывались, поскольку было неизвестно, к чему они, собственно, стремятся. И хоть я тоже не знаком с их тайнами, мне достаточно, когда я знаю, что время от времени они совершат что-нибудь доброе для своего ближнего, для бедных, для образования, поэтому я разрешаю в каждом городе, где есть земское правительство, максимально три ложи."

  Скажу немного о контексте, в котором следует воспринимать указ ничего не знающего о масонах императора. Его отец Франц Лотарингский был членом венской ложи "У трёх пушек". Его мать Мария-Терезия пожертвовала масонам сумму, достаточную для того, чтобы их детский приют переехал из скромного дома на Кармелитанской улице в Бредовский дворец. Сам Иосиф II по совету уже известного нам Игнаца Борна закрыл около половины монастырей в стране (закрытию подлежали монастыри, не занимавшиеся наукой, просвещением или здравоохранением). 

                                           

         Иосиф II, император Священной Римской империи, эрцгерцог австрийский, король чешский, король венгерский

  Но вскоре пришла французская революция, стоившая головы и Марии-Антуанетте, сестре Иосифа II и сменившего его Леопольда II. Со времён аббата Баррюэля вина за революцию нередко возлагалась на масонов. В 1795 г. очередной император Франц II запретил масонство, "гидру всех революций", в Цислитании, т.е австрийской части империи.

  Богемия входила в Цислитанию, поэтому многие авторы предпочитают на этом месте закончить рассказ о богемской масонерии, всерьёз утверждая, что в последующие сто лет масонства в Чехии не существовало, пока энтузиасты не возродили его на пустом месте.

  Но те, кому идея запрета масонства не представляется серьёзной, отмечают, что в те времена в Богемии вдруг распространились общества, чрезвычайно похожие на масонские, но не называвшие себя так.

  Например, Карел "Славой" Амерлинг основал общество, которое постоянно меняло названия. "Корпус строителей". "Славянские братья". "Корпус образованности, достоинства и жизни". "Верные новой веры славянской". Члены этой группы в ходе инициации принимали славянские имена. У них были вполне масонские ритуалы и идеология, но поскольку они называли себя не каменщиками, а горняками, считается, что масонами эти люди не были. В рядах "горняков" были Палацкий, Шафаржик, Тил и многие другие, чьи имена вряд ли многое скажут русскоязычному читателю, но в чешских учебниках истории именно эти имена занимают почётное место.

                                                      

                                                                                    Карел "Славой" Амерлинг

  Примерно так описываются практически все заметные деятели той эпохи. О Йoсефе Добровском историк Ф. Машлань пишет:

  "Синий цвет масонов и их тайные знаки на печатях он любил до конца своей жизни (1829 г.). Добровский ходил в одежде полностью синей: синее пальто, синие панталоны, высокие синие шёлковые чулки, синий галстук или платок, синий жилет, синий носовой платок. Даже свои туфли он покрасил в синий цвет у сапожника в Худеницах. Письмо святое, малоформатное издание которого он всегда носил с обой, было в синем переплёте. Печати Добровского, сохранившиеся в райградском монастыре, тоже свидетельствуют, что он остался тайным масоном и в то время, когда масонство было строго запрещено (...) А друг Добровского, граф Зальм-Рейффершейд, несомненно тоже тайный масон, на стробрненском кладбище поставил Добровскому памятник, имеющий в масонской символике глубокое значение".

                                        

                                                    Йoсеф Добровский, "отец славистики", "синий аббат"


                            

                     Современный сувенир "масонский перстень Боаз". Каждый может почувствовать себя Добровским

   Ян Неруда писал в статье "Визит к вольным каменщикам", впервые изданной в 1866 г.:

  "Каждый образованный человек сегодня - "вольный каменщик", строящий дом всеобщей гуманности. Образованный мир уже не смотрит на сословные или религиозные различия. Каждый, кто благороден, трудится на благо человечества по старинному масонскому правилу <<без страха перед наказанием и без ожидания награды>>"

                                               

                                                                                                   Ян Неруда

  Строгость запрета лучше всего иллюстрирует такой факт. В революционном 1848 году один пражский бухгалтер решил воскресить масонство и дал по этому поводу объявление в газету. Власти не препятствовали ему создать ложу, но потребовали, чтобы на её заседаниях присутствовал полицейский.

  Наконец, в 1867 г. с государственных служащих была снята обязанность приносить клятву о нечленстве в тайных организациях. Масоны требовали от властей отмены полицейского нaдзора, но договорённости достичь не удалось. Поэтому ложи и далее какое-то время назывались не ложами, а кружками. В кружках преобладали люди, прошедшие инициацию в ложах Франции, Баварии, Саксонии. Или Венгрии. В Транслитании (венгерской половине империи) масонство было официально разрешено в том же 1867 г.

    В Цислитании же запрет формально действовал вплоть до самого конца существования Австро-Венгрии, что иногда приводит к недоразумениям. Например, регулярная немецкая ложа "Хирам у трёх звёзд", существовавшая в Праге под охраной Великой Ложи Венгрии, формально считалась "неполитическим союзом Харитас", а чешские кружки "Гармония" и "Амицития" считались присоединившимися к "Харитас". Это даёт желающим повод утверждать, что масонов в Чехии не было до самого 1918 г.

  26 октября 1918 г., за два дня до провозглашения независимости Чехословакии, чешские члены вышли из "Хирама у трёх звёзд", а 12 мая 1919 г. основали ложу "Ян Амос Коменский" под охраной Великого Востока Франции.

  В каком-то смысле возникновение Чехословакии означало конец старой Богемии. Поэтому здесь я заканчиваю повествование о богемском масонстве. Масонство чехословацкое, разделённое с тех пор на чешское и немецкое, заслуживает отдельного рассказа. Если у читателей есть интерес к этой теме, я продолжу.

                                                                                     

Tags: bohemia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments