bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Космополитично о русских.

  Ув. nomina_obscura  спросил меня:

  "А вокруг каких ценностей, по-вашему, должно группироваться современное русское национальное движение? Что должно стать обязательной частью русской культурной и политической идентичности (с учетом реальности - я, например, как и вы считаю СССР антистраной, но в ближайшие 20-30 лет массовое движение на таком базисе не построить)?"

  Думаю, вопрос не совсем по адресу. Ну какой из меня идеолог русского национального движения? Я далёкий от политики космополит из Богемии. Однако, раз уж во время последней чешской переписи населения в графе "národnost" я указал "ruská", выскажу несколько соображений o русских и их национальном движении. 

  Я не буду говорить о том, сколько в этом движении провокаторов, подставных лиц и людей с разного рода проблемами (вплоть до психических). Об этом много раз говорилось до меня. Ограничу свой интерес людьми искренними, благонамеренными и вменяемыми. Такие в движении тоже есть (в некотором количестве).

  К сожалению, активисты русского национального движения в большинстве своём производят впечатление людей, то ли не имеющих представления о народе, от имени которого они говорят, то ли принципиально игнорирующих его особенности. Отчасти это объяснимо. Все восточноевропейские национализмы, включая русский, в большей или меньшей степени скопированы с немецкого. Местные реалии учитывались при копировании далеко не всегда. Особенно это касается менталитета.

  Например, немцы умеют быть жестокими, но при этом они довольно сентиментальны. Русские тоже жестоки, но сентиментальность отсутствует у них напрочь. Сентиментальные чувства несвойственны русским до такой степени, что в России можно выдавать за сентиментальность пьяные слёзы - люди не увидят разницы. Достаточно посмотреть, как русские и немцы относятся к своим старикам, к могилам своих мёртвых или к своим архитектурным памятникам, чтобы понять: для немцев память о прошлом значит очень много, для русских - почти ничего.

  Поэтому в Германии апелляция к славному прошлому (не важно, реальному или мифологическому)  - это сильный ход, а в России - слабый. Русские живут здесь и сейчас.

  Ещё слабее дискурс "русских людей обижают". Может быть, и впрямь обижают. Ho pусские не умеют проигрывать, крайне неохотно признают свои поражения и обычно отказываются признавать себя стороной, которую кто-то способен обидеть. Под знамёна обиженных русских не собрать. Русские знают, что на обиженных воду возят.

  По этой же причине бесперспективен лозунг, использовавшийся в своё время ЛДПР - "мы за русских, мы за бедных". Русские могут быть крайне бедны, но попробуйте заставить их признать это. Достаточно сравнить данные опросов населения о его социальном статусе и объективные экономические показатели, чтобы увидеть: десятки миллионов людей в РФ причисляют себя к среднему классу, по всем объективным данным будучи бедными. Даже пребывая на дне, русские упорно завышают своё положение. И в собственных глазах, и в глазах окружающих.

  Русским свойственно потребительское отношение к жизни. При этом русское потребление сплошь и рядом носит показной характер. Прежде эта особенность отчасти микшировалась тем, что при коммунистах потреблять было нечего, а при Ельцине - не на что. Но как только у людей появились хоть какие-то возможности продемонстрировать статусное потребление, они стали демонстрировать его от всей души. Пресловутые дома на Рублёвке и прочие новорусские причуды поражают только тотальным отсутствием вкуса (тяжёлое советское наследие). Но сама традиция выставления богатства напоказ уходит корнями вглубь веков. Заграницей русская потребительская манера давно стала притчей во языцех. Когда я говорю "давно", я имею в виду действительно давно, а не 90-е годы прошлого века.

   Некоторые предметы лучше видны с определённого расстояния. Иногда есть смысл посмотреть на русских глазами иностранцев. Многое встанет на свои места. Вот цитата из "Chronicon Moscoviticum" Конрада Буссова, относящаяся к Смутному времени:

   "В июле 1604 г. в Россию прибыл посол его величества императора римского, барон фон Лоэ и т. д., с многочисленным сопровождением. Борис дал распоряжение, чтобы в тех местах, где проезжал посол, не смел показываться ни один нищий. Он приказал также привезти на рынки в те города всевозможные припасы, только бы иностранцы не заметили никакой дороговизны. Поскольку посла должны были встретить и торжественно принять за полмили до Москвы, сказано было всем князьям, боярам, немцам, полякам и всем другим иноземцам, имевшим земли и людей, чтобы каждый под страхом потери годового жалованья во славу царя нарядился как можно богаче и пышнее в бархат, шелк и парчу и в таком виде, в лучших своих одеждах, выехал навстречу императорскому послу для участия в его въезде в Москву. Тут не одному бедняге пришлось против своей воли и желания роскошничать и покупать или занимать у купцов за двойную цену такие дорогие вещи, каких ни он, ни его предки никогда не носили и носить не собирались. Кто тогда наиболее пышно вырядился, был царю лучший слуга и получал прибавку к годовому жалованью и к земельным угодьям. Кто же не так пышно разоделся или, в соответствии со своими средствами, оделся скромно, тому досталась брань и угроза списать с него годовое жалованье и поместья, невзирая на то, что у многих из них в великую дороговизну прежнее платье было снесено в заклад и им едва хватало на самое необходимое.
 
  Для угощения господина посла было доставлено и подано много всевозможных яств, а люди были такие нарядные, что на улицах не было заметно никакой дороговизны, она чувствовалась только в домах и в сердцах
."

  В Европе трудно ввести кого-либо в заблуждение, здесь все друг друга знают. Русские эмигранты первой волны декларировали замысловатые тезисы в духе "мы не в изгнании, мы в послании" (приписывается Мережковскому, Гиппиус, Берберовой и другим). Люди наблюдательные и беспристрастные зафиксировали суть русского послания так:

  "В те годы с окончанием сезона на Ривьере закрывались православные церкви, и запасы сладкого шампанского, любимого напитка русских, убирались в погреба до их возвращения." (Ф.С. Фитцджеральд, "Ночь нежна").

   Русские цинично относятся к словам и легко надевают маски. Eщё легче они их снимают. 1917 год показал всю фиктивность приверженности русских православию и монархизму. Фиктивность их приверженности коммунизму была очевидна задолго до 1991 года.

  Тут нужно сделать одну оговорку. Возможно, кто-то из читателей, сам будучи русским, сочтёт, что мои характеристики к нему не относятся. Я охотно соглашусь. Русских полтораста миллионов, и среди них есть очень разные люди.

   Разумеется, есть русские, чья вера в Господа чиста, светла и непоколебима. Есть русские, беззаветно преданные исторической России. Есть другие, столь же верные другим идеалам. Я отношусь к ним с уважением и даже с некоторой завистью

  Но в такой стране, как наша, даже группа из нескольких миллионов человек представляет собой исключение, по законaм статистики округляющeeся до нуля. На базе такой группы можно создать сеть клубов по интересам, секту или политическую партию. Однако Номина спросил меня о массовом движении, более того - о русской идентичности вообще. Об идентичности усреднённого русского я и говорю.

  Причём начинать пришлось от противного, чтобы показать, на чём русская идентичность не основывается, и на чём массовое движение создать нельзя.

  Его нельзя создать на ностальгии по Российской империи (вариант ностальгии по СССР я, понятное дело, даже не рассматриваю). Имперский период важен для русских в первую очередь как эпоха безусловной принадлежности России к европейской цивилизации, к Первому миру. Классическая русская культура сделала связь России с Западом неразрывной. Но использовать эту связь нужно как бонус, пропуск в будущее, а не как повод оплакивать прошлое.

  Его нельзя создать на базе объединения бедных и обиженных. Таких среди русских сколько угодно, и они безусловно нуждаются в помощи и поддержке, но на поле демагогии "за бедных" коммунисты всегда сыграют успешнее, чем националисты.

  Его нельзя создать, зацикливаясь на этнической проблематике. Этнические преференции - это конёк меньшинств. Этническому большинству они не нужны по определению. Им достаточно равенства граждан перед законом. Говоря о нации, мы всегда должны иметь в виду политическую нацию, а не этническую. Было бы желательно упразднить трайбалистские образования в составе РФ, реорганизовав "республики" в губернии (разумеется, с сохранением широкой культурной автономии для всех живущих в России народов). Необходимые и достаточные русские требования в межэтнической сфере - равноправие граждан и равный статус составляющих государство территорий.

 Его нельзя построить на копировании германских форм национального самосознания. В особенности тех, которые привели немцев к краху. Немцы проиграли две мировые войны, и созданный ими сто-двести лет назад понятийный аппарат (с сопутствующей терминологией и демагогией) - это аппарат побеждённых, изгоев и маргиналов. В мире, где господствуют англо-саксы, актуален только англо-саксонский дискурс. "За свободу против тирании". Под этими словами каждый может подразумевать что-то своё. Но этим, и только этим дискурсом пользуются все, кто хочет чего-то добиться на нашей планете - от членов китайской секты Фалуньгун до исламистов из Бенгази. А человек, всерьёз рассуждающий о превосходстве своей расы (или, не дай Бог, пытающийся украсить себя свастикой), просто вешает себе на лоб мишень с надписью "ПЛЮВАТЬ СЮДЫ".

 Чтобы русское национальное движение стало массовым и успешным, ему следует быть:

  1. Направленным на создание политической, а не этнической нации.

  2. Максимально приверженным гражданским правам и свободам.

  3. Встроенным в мировой информационный дискурс.

  4. Ориентированным на ценности среднего класса, включая его потребительские стандарты.

  Пожалуй, последний пункт нуждается в пояснении. Мифология гражданственности (гражданский долг, гражданское мужество и т.д.) затуманивает тот простой факт, что в реале гражданственность - это очень буржуазное понятие. В сущности, гражданин - это потребитель, перенесший свои потребительские требования на сферу политики. Как налогоплательщик, он желает получать за свои деньги адекватные услуги от государста. 

  Все, кто в данный момент активно выражает несогласие с обнародованными властями РФ результатaми парламентских выборов, по сути дела подают государству рекламацию на некачественные услуги. Кажется, за последние двадцать лет жители РФ научились быть грамотными потребителями.

  Когда у русских появится понимание, что именно на этой основе следует строить национальное движение, у них всё получится.

  Желаю удачи.

Tags: cogito, russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 293 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →