bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

О численности пражан

  Чешский автор Станислава Яролимкова приводит следующие данные по численности населения Праги в различные эпохи, оговаривая, что это компиляция, представляющая собой усреднённые цифры из работ различных исследователей, и снабжает их комментариями, например, сравнивая с числом жителей других европейских городов :

 

  конец XIV века                  50 000                        больше, чем Лондон и Неаполь

  середина XV века       менее 30 000                  после поражения гуситов

  конец XVI века                 60 000                        Вена - 20 000-25 000, Париж - 180 000, Неаполь - 280 000
                                                                                   

  при Рудольфе II            180 000                        в Прагу переехал двор

  середина XVII века         35 000                        после Тридцатилетней войны

  начало XVIII века            40 000

  середина XVIII века        59 000                        Вена - 180000, Лондон - 750000

  1784 г.                              76 041                        объединение 4 пражских городов

  1826 г.                            102 136

  1850 г.                            157 233

  1880 г.                            305 315

  1900 г.                           560 000                        снесены городские стены

  1924 г.                           700 000                       создание Большой Праги

  1991 г.                        1 169 106

  2003 г.                        1 165 581


   В глаза бросаются три вещи :

  1. Начиная с середины XVII века, то есть на протяжении всего времени, для которого существуют надёжные источники, число жителей непрерывно растёт, и препятствием для его увеличения не являются ни войны, ни эпидемии, ни эмиграция.

2. Для XIV-XVII веков, данные по которым  скорее оценочные, типичны перепады, когда события политического характера, вроде переноса столицы, приводят к немедленному взлёту или падению численности населения в несколько раз.

3. Цифры для рудольфинской эпохи совершенно неправдоподобны и снабжены весьма странным комментарием, из которого следует, что после переезда императорского двора из двадцатипятитысячной Вены в шестидесятитысячную Прагу, последняя стала стoвосьмидесятитысячной.

  От себя добавлю, что население Берлина первой половины XVII века доступные мне источники оценивают более, чем трезво - в 6000 (шесть тысяч) человек. Хотя, конечно, Берлин в то время и в самом деле был значительно меньше Праги.

Если же взять на себя смелость и спроецировать демографическую кривую XVII-XX веков в прошлое, то где-то в XII или XIII веке она неизбежно достигнет нуля. Впрочем, никаких цифр для эпохи ранее XIV века пани Яролимкова и не называет, ограничиваясь увлекательными рассказами из жизни многочисленных князей и королей и информацией, что некие следы человеческой жизнедеятельности прослеживаются на территории Праги со времён неолита.

Tags: bohemia, pragensis civitas
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments