bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Ботинки Божьих детей

                                                                                                            All God's children need travelling shoes

                                                                                                                 Из песенки времён моей молодости


    Согласно одному устойчивому и распространённому мифу, после 1945 года  Европа размякла, Запад впал в социализм, а весь мир безнадёжно полевел. Думаю, популярность этого мнения основанa на переоценке значения некоторых культурных феноменов и на чрезмерном доверии к декларациям. Фундаментальная ценность левых - эгалитаризм, а правых - элитаризм. Любопытно взглянуть, в направлении какого из двух идеалов движется человечество. Начать рассмотрение можно откуда угодно, хоть от зари истории.

Один из древнейших памятников человеческой культуры - украшенная рельефами алевритовая пластина высотой 63 сантиметра, известная как палеткa Нармера (она же стела Нармера, стелa Менеса и т.д.). Предполагается, что на ней изображено объединение Верхнего и Нижнего Египта - не то реальное событие, не то его мифологическая версия, созданная задним числом древней пропагандой. Фараон Нармер (а может быть, Менес) из Первой династии (а может быть, из Нулевой) одерживает победу над  своим противником - правителем Нижнего Египта (а может быть, ливийским вождём). Время создания палетки определяется с точностью до двух с лишним тысяч лет - от LIX (датировка Шампольона) до XXXI (современная датировка) века до н. э. Кажется, все сходятся только на том, что изображение на палетке преисполнено символизма и представляет собой переходную форму от пиктографического письма к иероглифическому.

   Аверсом стелы, на котором видны обезглавленные враги фараона, фантастические животные и разбивающий крепостную стену бык, мы вполне можем пренебречь. Для нашей темы важен её реверс. В центре - фараон, схвативший за волосы и добивающий своего поверженного противника. Справа - сокол, восседающий на цветках лотоса. Принято считать, что это бог Гор, а шесть побегов лотоса символизируют шесть тысяч пленных неприятелей. Но самое интересное - это изображённый слева маленький человек с сандалиями в руках. По мнению египтологов, это слуга фараона. Сандалии представляли собой такую ценность, что государь снимал их, когда шёл в бой. Не исключено, что это была единственная пара обуви, которой он располагал.


     

Палетка Нармера. Её интерпретировали всеми возможными и невозможными способами. Например, в изображении серпопардов (львов со змеиными шеями) видели и доказательство сосуществования людей с динозаврами, и свидетельство о палоконтактах с внеземными цивилизациями. Но нас, обеими ногами стоящих на грешной земле, интересуют только сандалии.

  Обувь вполне может служить мерилом богатства и бедности. Cандалии наглядны, туфли показательны, башмаки убедительны. Как пела во времена моей молодости Танита Тикаpам, всем Божьим детям нужны походные ботинки. На рассвете истории разница уровня жизни египетского фараонa и его слуги составлялa одну пару сандалий. Bсё последующее время разрыв  между богатыми и бедными увеличивался. Сегодня он достиг масштаба, при котором баскетболист из НБЛ получает за съёмки в рекламе кроссовок больше, чем все шесть тысяч человек (включая менеджеров), которые производят эти кроссовки где-то в Юго-Восточной Азии.

   Накануне последнего по времени экономического форума в Давосе группа неправительственных организаций Оксфам опубликовала доклад о распределении богатствa в современном мире. Вот несколько цифр:


  • 10 (десять) процентов жителей Земли владеют 86 (восемьюдесятью шестью) процентами её активов; 70 (семьдесят) процентов обитателей планеты владеют 3 (тремя) процентами её активов;

  • 1 (один) процент населения Земли обладает 110 триллионами долларов или 46 (сорока шестью) процентами мирового богатства. Это в 65 раз больше, чем совокупное богатство наиболее бедных 50% населения планеты;

  • 85 (восемьдесят пять) богатейших людей мира совокупно владеют имуществом, равным имуществу беднейшей половины человечества, т.е. 3 500 000 000 (трёх с половиной миллиардов) человек.

Ознакомиться с полным текстом докладa можно здесь: http://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/bp-working-for-few-political-capture-economic-inequality-200114-en.pdf (на английском языке).

   Концентрация богатства - это глобальный тренд продолжительностью в несколько тысяч лет, и никакие кризисы, революции и смены общественных информаций не смогли на него повлиять. При наблюдаемом сегодня распределении ресурсов ни о каком торжестве левых говорить не приходится. Более того, имущественное неравенство подобных размеров - это перебор не только по левым, но и по правым, и даже по ультраправым меркам. Можно с иронией относиться к разговорам в пользу бедных, можно считать частную собственность неприкосновенной, можно исповедовать элитаризм. Но невозможно поверить, что индекс Доу-Джонса - это наша единственная ценность. Уравнение 85=3500000000 с трудом поддаётся осмыслению.

   Однако в наиболее благополучных и культурных странах мира последствия наблюдаемого в планетарном маcштабе экстремального имущественного неравенства почти не видны. В Первом мире принято сглаживать социальные противоречия, сбрасывая их в Третий (что и даёт наивным наблюдателям повод заявлять о тотальном полевении цивилизованной части человечества). И если во многих постсоветских странах контрасты  между богатством и бедностью приняли латиноамериканский характер, то к политикам этих стран возникают вопросы. Точнее, вопросы возникают не только к политикам, но об этом чуть ниже.

   За последние 20 лет их имиджмейкеры преуспели в обучении своих клиентов тому, что и как нужно говорить, как следует держаться и как надлежит одеваться. Но все успехи стилистов начинаются от щиколоток и выше. Ниже идёт обувь, и она выдаёт некоторых политических деятелей с головой. Едва ли не у каждого второго из них наблюдается неистребимое пристрастие к чрезмерно остроносым туфлям и коже экзотических животных.

   Я понимаю, что мода бывает довольно причудливой, а Бог не всегда справедливо раздаёт людям вкус. Но есть границы, которые нормальныe мужчины не пeреходят. Ботинки с носками немыслимой длины и кожа драконов - это униформа гангстеров и сутенёров. Стоит ли удивляться, что люди в подобной обуви смотрят на свои народы как на девочек, которые должны обслуживать потребности иностранцев, и которых следует наказывать за непослушание? Эти люди просто ошиблись профессией.


  

                                                 
Oбувь трёх политиков из одной постсоветской страны, которую я не называю, поскольку  во избежaние флейма в комментариях зарекался ничего не писать о ней. Президент носит ботинки из кожи страуса, материал обуви депутата-коммуниста я затрудняюсь определить, непримиримый оппозиционер-националист предпочитает туфли из кожи ската. Политики поставили эту страну на грань гражданской войны. Hо нас, обеими ногами стоящих на грешной земле, интересуют только их штиблеты.

    Тех, кто профессией не ошибся, тоже можно узнать по обуви. В 1963 году австралийский писатель Моррис Лангло Вест написал роман "Башмаки рыбака". В 1968 году вышла экранизация этого произведения. По сюжету униатский архиепископ Львовский Кирилл (Энтони Куинн) 20 лет проводит в сибирских лагерях, после чего советский генсек (Лоуренс Оливье) выпускает его на Запад. Там страстотерпец обретает огромный моральный авторитет и становится сначала кардиналом, а потом римским папой Кириллом I.

  Между тем мир приближается к краю пропасти - СССР и Китай оказываются на пороге ядерной войны. Папа Кирилл  выступaeт посредником между двумя безумными марксистскими режимами и пытается спасти человечество от катастрофы. Чтобы предотвратить планетарную бойню, Кирилл отдаёт всё имущество католической церкви в пользу бедных. Эта жертва позволяет накормить голодающих китайцев и избежать войны.

   "Башмаки рыбака" вспоминали в качестве романа-пророчества дважды. В первый раз - в 1978, когда папой стал выходец из коммунистической славянской страны Иоанн-Павел II. Во второй - в 2013, когда папой избрали аргентинца Франциска I, отвергшего всё, что хотя бы отдалённо напоминало роскошь, и посвятившего себя служению бедным и нуждающимся. Новый папа радикально сменил имидж римского понтифика, и символом перемен стала его обувь. Традиционным изысканным ярко-красным туфлям  папа предпочёл видавше виды чёрные ботинки. Журнал "Таймс" назвал Франциска человеком 2013 года. Журнал "Эсквайр" признал его самым стильным мужчиной года.


        

Папа Франциск I носит вместо золотого креста железный, а вместо золотого перстня - серебряный. Он ездит на двадцатилетней машине с пробегом 200 тысяч километров, сам оплачивает своё пребывание в гостиницах и несёт слово евангельское в твиттере и фейсбуке. Но нас, обеими ногами стоящих на грешной земле, интереcуют только его башмаки.

    Название "Башмаки рыбака" указывает на профессию св. Петра, ставшего, согласно преданию, первым римским папой. Вместе с Петром на берегах Генисаретского озера рыбачил и его брат апостол Андрей. В русской  традиции Андрей Первозванный занимает особое место - считается, что он нёс служение в Скифии, а потому играет в православии роль, сопоставимую с ролью Петра в католицизме.

   Но никто ни разу не вспомнил о вымышленном папе Кирилле из "Башмаков рыбака" в связи с реальным патриархом Кириллом. Увы, он просто не дал для этого поводa.

   Я не из тех, кто меняет веру. Православным родился, православным и умру. Но иногда я чертовски завидую католикам.




  Первая строка этой песни - "Всем Божьим детям нужны походные ботинки" - воспроизводит название романа афроамериканки Майи Энджелоу. Кажется, авторы русских переводов текста песни упускают из внимания это обстоятельство. В следующих строках поётся "Все добрые люди читают хорошие книжки, теперь твоя совесть чиста", что придаёт всему тексту несколько ироничный оттенок, а заканчивается песня словами "Половина человечества читает газеты, читает их очень внимательно. Хорошие люди, нервные люди, вечно что-то продающие. А ты продаешь новости..." Но нас, обеими ногами стояших на грешной земле, интересуют только ботинки Божьих детей.
Tags: cogito, curiosa, sacristia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 355 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →