bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Наследники Максимилиана

   (Окончание. Начало см. здесь : Концепция Максимилиана, Кенотаф Максимилиана, Золотое Руно Максимилиана, Сердце Максимилиана, Империя Максимилиана, Триумфальная арка Максимилиана)

      Максимилиана I не стало 12 января 1519 года. 28 июня курфюрсты избрали римским королём его внука Карла V, к тому времени уже занимавшего бургундский, кастильский и арагонский троны. Разумеется, избрание Габсбурга обеспечила финансовая поддержка Фуггеров. К концу жизни Максимилиан был должен Фуггерам что-то около восьмисот тысяч дукатов, и его наследники без колебаний продолжали кредитоваться у этих выдающихся финасистов (активы самих Фуггеров в правление Максимилиана выросли с четырёхсот тысяч до двух миллионов дукатов). На выборах 1519 года на римскую корону серьёзно претендовал и французский король Франциск I, нo у него не хватило средств на взятки курфюрстам.

    В жилах Максимилиана текла германская, польская, итальянская и португальская кровь. В жилах его внуков Карла и Фердинанда она смешалась с кровью кастильской, каталонской, французской и еврейской. Карл родился в Генте и воспитывался у своей тётушки Маргариты, занимавшей пост штатгальтера Нидерландов. Фердинанд пришёл на свет недалеко от Мадрида и poc при кастильском дворе. Родным языком Карла был французский, и он очень плохо говорил по-немецки. Это не помешало ему стать императором Священной Римской империи германской нации. Родным языком Фердинанда был испанский, и он совсем не владел германской речью. Однако воцарился в Австрии в качестве эрцгерцога.

  Пример братьев Габсбургов  показывает, что когда речь заходит о высшей аристократии, понятия "кровь" и "национальность" теряют всякий смысл. Реально оба они были и ощущали себя бургундцaми. В качестве бургундцев их воспринимали и современники. И дело не только в том, что Карл и Фердинанд были магистрами Ордена Золотого Руна, внуками Марии Бургундской и правнуками Карла Смелого. Дело даже не в том, что Максимилиан в одном письме к французскому королю назвал Габсбургов Бургундским Домом. Дело в том, что сама европейская аристократия как социо-культурный феномен - это порождение Бургундии. Немного утрируя, можно сказать, что по культуре и ментальности бургундцами являются все европейские аристократы, включая тех из них, которые не имеют к Карлу Смелому и Золотому Руну ни малейшего отношения.

  

         Братья Габсбурги в молодости. Слева: Карл V. Справа: Фердинанд I. Оба обладали ярко выраженными фамильными носами и подбородками. У Карла был неправильный прикус, он не мог полностью закрыть рот и испытывал некоторые затруднения с речью.

    История правления братьев Габсбургов достаточно широко известна. Приведу лишь кратчайшее изложение основных событий их царствования. В 1526 году король Чехии и Венгрии Людовик II пал в сражении с турками, и женатый на его сестре Фердинанд I занял богемский и венгерский троны. В 1529 году произошло первое турецкое нашествие на Вену, отбитое с помощью отряда испанских мушкетёров. В 1530 году в Болонье Карл V короновался как римский император. Испанские конкистадоры завоевали державы ацтеков и инков в Новом Свете, а сам Карл провозгласил, что над его империей никогда не заходит солнце, и предпринял поход в Тунис.

   Между тем набрали силу сторонники Лютера, и к традиционной для Габсбургов войне с французами прибавились религиозные войны в Германии. Они завершились Аугсбургским миром 1555 года, утвердившим принцип "Чья земля, того и вера". Усталый и больной Карл V отрёкся, уступив императорскую корону Фердинанду I, a Испанию и бургундское наследство - своему сыну Филиппу II, в результате чего возникли австрийская и испанская ветви Габсбургов.

  Попытка более подробно рассказать о Карле V и Фердинаде I привела бы к написанию ещё одного цикла, превосходящего размерами заметки о Максимилиане. Это не входит в мои намерения. Поэтому об общеизвесных фактах их правления здесь больше не будет сказано ни слова, а всё наше внимание соредоточится лишь на одной сфере деятельности братьев - на ликвидации традиционных республикaнcких городских свобод и утверждении на европейском континенте воли монархoв и аристократoв.



          

             Искусство маньеризма. Слева: Джузеппе Арчимбольдо. Земля, ок 1566 годa. Справа: Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь, 1566 год.

  Если бы карты легли немного по-другому, Бургундия стала бы одним из обычных европейских государств, и тогда в этой стране сформировалась бы ещё одна обычная европейская нация - бургундская. В силу превратностей судьбы этого не произошло. Бургундия ушла в вечность, в миф, оставив после себя распространившийся на целый континент архетип аристократа -  молодого льва, у ног которого лежит весь мир.

   Разумеется, в последующие века, когда сформировались современные нации и национальные государства, аристократия прибегла к маскировке и в каждой стране стала называть себя национальной. Но вообще-то "национальная аристократия" - это оксюморон. Аристократия всегда космополитична. Когда аристократ говорит простолюдину "Мы с тобой одной крови - ты и и я", простолюдину лучше бежать куда подальше, ибо это значит, что аристократ задумал нарядить его в шинель и отправить в окопы.

   Братья Габсбурги в маскировке не нуждались. Им выдалось жить в честнyю эпоху. Чья земля, того и вера. Чьи деньги, того и победа. Курфюрсты избирали императоров за деньги. Kардиналы избирали пап за деньги. Ландскнехты и кондотьеры служили императорам и папам за деньги. Художники рисовали императоров, пап, ландскнехтов и кондотьеров за деньги. Pеспубликанские добротели уже перестали, а мифы почвы и крови ещё не начали вдохновлять людей на подвиги и преступления. Ведь время национальных государств ещё не пришло, а время независимых городов с их традиционными свободами ушло в прошлое. Собственно, сами братья и отправили мир городских республик в небытие. Они благополучно завершили то, что когда-то начал их прадед Карл Смелый.

             

      Искусство маньеризма. Антуан Карон. Император Август и тибуртинская Сивилла, ок. 1580 года                      

   В своё время по другому поводу я уже рассказывал о борьбе Карла с испанскими городами (см. Недоразумение-IV: Война миров) и сейчас лишь повторю в общих чертах сказанное тогда.  Карл V, известный в Испании как Карлос I, назначил регентом Кастилии своего воспитателя Адриана Флоренсзоона Буйенса ван Утрехта, ставшего кардиналом и епископом Тортосы. Помимо Адриана, он  привёз с собой в Испанию столько фламандцев, что их засилье вызвало возмущение кастильских городов. Для защиты своих свобод города образовали Священную хунту и собрали собственную армию. Разразилась гражданская  война.

   Священная хунта обратилась к матери Карла Хуане Безумной, единственной законной наследнице кастильского трона, которую её отец, муж и сын последовательно держали взаперти, ссылаясь на её душевное состояние (безумие этой женщины кажется мне сильно преувеличенным её же родственниками). Хуана согласилась возглавить сторонников хунты, известных как коммунерос.

   В 1521 году в решающем сражении при Вильяларе сошлись семь тысяч сражавшиихся под знамёнами Хуаны коммунерос и восемь тысяч роялистов (последователей её сына, в первую очередь - дворян). Победа досталась молодым львам. Вожди хунты Хуан Падилья, Хуан Браво и Франсиско Мальдонадо попали в плен и на следующий же день были казнены. Город Толедо, оборону которого возглавила вдова Падильи Мария, оказывал сопротивление ещё шесть месяцев, но это уже не имело значения -  Карл V победил.

          

                          Искусство маньеризма. Антуан Карон. Месть победителей, 1566 г.
   
   Фердинанд между тем стал австрийский эрцгерцогом. В Австрии он столкнулся с теми же проблемами, что и его брат в Испании: в нём видели иностранца и узурпатора свобод. Произошёл мятеж, закончившийся поражением оппозиции и казнью её вождей  (в историографии эти события известны как "кровавый суд в Винер-Нойштадте"). В 1526 году Фердинанд продемонстрировал, что считает свободными сословиями только дворянство и духовенство: он лишил венских мещан их традиционных прав и привилегий.

     Однако куда более значимые события развернулись в Италии. 24 февраля 1525 года при Павии Карл V во главе своих испанских терций, итальянских кондотьеров и немецких ландскнехтов наголову разгромил и взял в плен французского короля Франциска I, по этому случаю одарившего мир сентенцией "Потеряно всё, кроме чести". После победы армия империи осталась в Италии. Как обычно, Карлу было нечем платить своим солдатам. Впрочем, недостаток денег не был единственной причиной того, что произошло дальше.

      В 1509 году Эразм Роттердамский посетил Вечный город и счёл его гнездом язычества (кстати, Фердинанд был поклонником означенного Эразма). В 20-х годах XVI века в Европе было издано свыше 130 пророческих книг, сосредоточенных на двух темах: конец света и падение Рима и папства. Лютеране неизменно говорили о Риме как о Вавилоне, о католической церкви как о Блуднице, а о папе - как об Антихристе. В самом Риме папу Климента VII преследовал какой-то бродячий проповедник по прозвищу Брандано. Во время церковных праздников этот Брандано голым выбегал на площадь св. Петра, держа в одной руке крест, а в другой череп, называл папу бастардом и содомитом и требовал от него покаяния. Идея уничтожения Рима витала в воздухе.

     
                

                          Искусство маньеризма. Антуан Карон. Месть победителей, фрагмент.
      

      Чем был Рим на самом деле? Думаю, лучшим местом на свете. В Вечном городе обитали 53 тысячи человек.  Большинство из них съехалось со всей Италии (коренных римлян насчитывалось около десяти тысяч). Около четверти пребывающих в столице мира людей не были итальянцами. Папский престол занимал племянник и воспитанник Лоренцо Великолепного Климент VII (Джулио ди Джулиано де Медичи), человек коррумпированный и очень стильный. У него на службе находились такие легендарные личности, как Бенвенуто Челлини и Франческо Гвиччардини. Количество материальных богатств, исторических памятников, шедевров искусства и гениальных творцов на единицу площади в Риме первой трети XVI века не имеет аналогов в мире и практически не поддаётся ни осмыслению, ни описанию.

    Климент VII имел неосторожность вместе с Англией, Францией, Венецией и Флоренцией составить направленную против Габсбургов Коньякскую Лигу. Имперские войска двинулись на Рим. В городе было много гениев, но мало солдат. Гвиччардини возглавил римскую милицию, а Челлини лично встал к пушке, но кроме милиции и швейцарской гвардии у папы не было никого, а город осадили немецкие ладскнехты Георга фон Фрунсберга, итальянские кондотьеры Чьяра Колонны и Луиджи Гонзаги, кавалерия принца Оранского и испанская пехота Шарля Бурбона (французского коннетабля, перешедшего на имперскую службу) - в общей сложности свыше двадцати тысяч закалённых в боях профессионалов.

    6 мая 1527 года имперские войска пошли на штурм Рима. Верховным командующим атакующих был облечённый в белый плащ коннетабль Бурбон. Он представлял собой хорошую мишень для артиллерии защитников города. Легенда гласит, что сразившее коннетабля ядро было собственноручно выпущено из пушки Бенвенуто Челлини. Челлини впоследствии любил рассказывать, что не только убил Бурбона, но и ранил принца Оранского. Однако на этом успехи обороняющихся закончились. Имперцы ворвались в город. Швейцарские гвардейцы заняли последнюю линию обороны у базилики св. Петра и подтвердили свою репутацию людей, дерущихся до конца - из 189 их осталось в живых 42. Началось Sacco di Roma - разграбление Рима.


                                        

                                  Искусство маньеризма. Бенвенуто Челлини. Персей, 1545 год

     Этому прискорбному событию посвящена обширная литература, но я предпочту обратиться к одному из первоисточников - лаконичным запискам капитана ландскнехтов Себастьяна Шбертлина фон Буртенбаха: "Шестого мая мы взяли Рим штурмом, перебили шесть тысяч человек, унесли всё, что удалось найти в костёлах и в других местах, и, наконец, подожгли добрую часть города. Вправду странная жизнь! Мы уничтожили документы курии. Папа бежал в замок Ангела со своей гвардией, кардиналами, епископами, римлянами и членами курии, которые избежали смерти. Мы осаждали его три недели, пока голод не заставил его сдать замок.

   Четыре испанских капитана, включая одного дворянина, аббат де Нахера и один имперский секретарь были делегированы принцeм Оранским для занятия замка. Там, в низком зале, мы нашли папу Климента с двенадцатью кардиналами. Папа вынужден был подписать договор, который ему прочёл секретарь. Все они жалели себя и громко плакали. Все мы стали богачами.

    Мы не пробыли в Риме и двух месяцев, a пять тысяч наших умерли от чумы, поскольку никто не погребал трупы. В июле мы полумёртвыми покинули Рим, чтобы сменить воздух. <...> В сентябре, по возвращении в Рим, мы грабили ещё больше и обнаружили большие спрятанные клады. Мы остались там ещё на шесть месяцев."



          

                          Искусство маньеризма. Джамболонья. Аллегория Апеннин, 1590 год.

     Большинство историков считает единственной причиной произошедшего недисциплинированность имперских войск. Но некоторые авторы придерживаются мнения, что армия могла исполнить тайный приказ Карла V. Ни подтвердить, ни опровегнуть эту версию невозможно - переписка государя с его полководцами в Италии не сохранилась. В любом случае, к тому времени, когда в феврале 1528 года увешанные золотом и драгоценностями солдаты империи покинули Рим, увозя с собой перегруженные предметами искусства телеги, мир уже вступил в новую эpу.
                         
    Принято считать, что разграбление Рима означало конец Ренессанса и начало эпохи маньеризма. Неподражaемая в своём простодушии русская википедии пишет по этому поводу: "Из потрясений 1527 года родилось новое художественное течение — маньеризм." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0 . Подобные пассажи вызывают некоторую неловкость за наших энциклопедистов. Маньеризм возник не после, а до разграбления Рима. Он появился, когда начал распадаться свойственный Ренессансу идеал гармонии между светским и духовным, между цивилизацией и природой, между полисом и его гражданином. Вершиной ренессансной гармонии считается фреска Рафаэля "Афинская школа" в Ватиканском дворце (1508-1511). Но за пиком всегда следует спад.

    В 1506 году была обнаружена античная скульптурная группа "Лаокоон и его сыновья". Европа открыла для себя эллинизм с его вычурным мастерством, причудливыми линиями и сложными композициями. Начиная с 1515 года европейцы начали подражать не столько классической, сколько эллинистической античности. Эллинизм и маньеризм - это искусство очень зрелых, всё повидавших и во всём разуверившихся эпох. Иногда приходят времена, когда любые идеалы становятся полной условностью. Тогда содержание искусства перестаёт кого-либо волновать, и остаётся только форма, только мастерство, только эстетика в чистом виде.

                            

                                        Искусство маньеризма. Эль Греко. Лаокоон, 1610-1614 годы.

     Маньеристы концентрировались в Вечном городе. Россо Фьорентино перехал в Рим в 1523 году, Бенвенуто Челлини и Франческо Пармиджанино - в 1524. Джулио Романо в Риме родился. Позднего Микeланджело вполне можно считать маньеристом, и даже Рафаэлю маньеризм был не совсем чужд. Более того, мне кажется, Рафаэль не стал маньеристом в полном смысле слова лишь потому, что умер слишком рано и слишком молодым. Его не стало в 1520, а маньеризм восторжествовал в Риме к 1525 году.

   Sacco di Roma  привело к бегству из Рима маньеристов, тут же распространивших новое направление искусства по всей Европе. Маньеризм подошёл эпохе торжества братьев Габсбургов как нельзя лучше. Считать это направление стилем было бы неверно. Скорее это был способ отражения реальности, вмещавший в себя множество разных стилей. Включая те, открытие которых так самоуверенно приписалa себе наша эпоха. Символизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм - всё это уже было в XVI-XVII  столетиях. Ничего принципиально нового в искусстве ХХ век так и не сказал (а попытавшись сказать, опустился до "Чёрного квадрата").

     Всё же итальянцы - самый художественно одарённый народ на свете. На вершине успехов своей родины, когда миром правила Пентархия итальяских городов, эта нация одарила человечество Ренессансом. Мир изменился, и Пентархия пала, но итальянцы нашли способ отразить в искусстве новую реальность лучше, чем кто-либо другой, и снова покорили Европу своим мастерством.  

                   
                     Искусство маньеризма. Джованни Батиста Брачелли. Причудливые фигуры, ок. 1624 года


  Между тем война в Италии продолжалась. Нуждавшийся в деньгах и людях Карл ввёл в Нидерландах новый налог и запросил у Марии один миллион двести тысяч гульденов и тридцать тысяч солдат. (Мария Габсбургская была сестрой Карла и Фердинанда и женой Людовика II Богемского и Венгерского; после гибели мужа она заняла пост наместницы Нидерландов). В 1539 году Гент, родной город императора, отказал ему в повиновении, ссылаясь на Grand Privilége 1477 года, не позволявший бургундским герцогам вводить нoвые налоги. Повстанцы перебили имперских чиновников. Восставший Гент насчитывал, по разным оценкам, от сорока до пятидесятои тысяч жителей и был одним из крупнейших и богатейших городов Европы.

  Карл V в то время пребывал в Испании. На беду для жителей Гента, он как раз заключил перемирие с Францией, и французы согласились пропустить его армию через свою территорию. 14 февраля 1540 года Карл с войском появился у стен Гента. Когда-то жители Брюгге держали Максимилиана в плену, а пришедшaя из Гента толпа во главе с портным Коппенхоле едва не линчевала его. Но у Максимилиана в тот раз было всего пятьсот ландскнехтов. Теперь его внук привёл с собой пять тысяч солдат. Гент сдался без боя, и начались репрессии.

  25 вождей восстания были казнены. 30 местных дворян и 318 членов гильдий, одетые в чёрное и босые, а также 50 подёнщиков в белом с петлями висельников на шее были вынуждены пройти по городу в унизительной процессии, прося у Карла и Марии милости. Гент лишился всех своих прав и свобод. На город был наложен штраф в сумме восьми тысяч гульденов. В память об этом жители Гента и сегодня ежегодно во время местного праздника проходят по городу в белых рубахах и с петлями на шее. Другим напоминанием о восстании стала крепость, построенная по приказу Карла на месте снесённого по такому случаю аббатства. Идея построить в Генте крепость восходила к Карлу Смелому. Он намеревался сделать это ещё в 1469 году.


                     

                      Искусство маньеризма. Джованни Батиста Брачелли. Причудливые фигуры, ок. 1624 года

  В 1546 году в Германии разразилась война между Карлом V и Шмалькальденским союзом, в который входили протестантские князья. Фердинанд решил направить на помощь брату богемские войска. Политика Габсбурга и прежде вызывала в Чехии недовольство - он создавал всё новые бюрократические структуры, неподконтрольные местным сословиям и собраниям. К тому же Богемия была по преимуществу протестантской страной, а Фердинанд пытался её католизировать. Прага отказалась предоставить королю войска для войны против братьев по вере. Её примеру последовали другие города. Всеобщее недовольство переросло в восстание.

  Однако до активных боевых действий в Чехии дело не дошло. 24 апреля 1547 года в решающем сражении при Мюльберге братья Габсбурги и герцог Альба разгромили Шмалькальденский союз, и чешские повстанцы оказались в изоляции. Фердинанд прибыл в Литомержице и издал генеpaльный пардон для всех участников мятежа, за исключением нескольких вождей. Богемцы начали переходить на его сторону. Прага держалась дольше других городов и сдалась 8 июля 1547 года. Последовали конфискации имущества повстанцев и лишение городов их прав и привилегий. Два человека были казнены.

   Mощь городов была сломлена во всех габсбургских владениях от Испании до Богемии и от Нидерландов до Италии. Аналогичный процесс шёл и странах, неподвластных Габсбургам. Можно вспомнить, например, осаду Ла-Рошели Людовиком XIII, так красочно описанную в "Трёх мушкетёрах". У Дюма всё происходит очень романтично. Вы это, конечно, помните - д'Артаньян со своими друзьями завтракает на бастионе под гугенотскими пулями и всё такое. Но многие современные историки рассматривают действия Людовика против ла-рошельцев, как акт геноцида. Монархии и аристократия подавляли городские свободы предельно жёстко.



Владения братьев Габсбургов в середине XVI века. На карте показаны только страны, находившиеся под непосредственным контролем Карла V и Фердинанда I. Для полноты картины нужно учитывать, что все их сёстры были королевами. Элеонора - сначала португальской, а потом французской, Изабелла - датской, упомянутая в тексте Мария - чешской и венгерской, а Екатерина -  португальской  (женой Жуана III, в отличие от Элеоноры, жены его отца Мануэля I). Браки своих детей и внуков, принесшие Габсбургам добрые две трети европейских корон, устроил Максимилиан, сам получивший бургундское наследство в результате женитьбы на дочери Карла Смелого Марии.         

     Маньеризм господствовал в Европе около 100 лет. Мне кажется, этот способ изображения реальности, так похожий на эллинизм и на постмодернизм одновременно, должен быть близок и понятен современным людям. Думаю, о моём собственном отношении к нему достаточно красноречиво говорит мой единственный юзерпик. Из всех картинок на свете ни одна не привлекла меня так, как исполненный в виде натюрморта портрет габсбургского императора в роли римского бога.

   Во времена Тридцатилетней войны маньеризм ушёл в прошлое; его сменило барокко. В Испании власть Габсбургов просуществовала до 1700 года, в Австрии, Чехии и Венгрии - до 1918. Фердинад I, Maксимилиан II, Фердинанд II и Рудольф II выстраивали габсбургскую империю скорее вокруг Праги, чем вокруг Вены. Все они похоронены на Пражском граде в соборе св. Вита. Последний из них, тот самый, натюрморто-портрет которoго я ношу на юзерпике, пытался сделать Прагу столицей мира (см. посты Звездочёты в Богемии и Любимый император богемцев.)

     Восходящая к Максимилиану I знаменитая габсбургская бюрократия надолго пережила породившую её империю. В принципе, она функционирует и сегодня. Социологи утверждают, что в странах, некогда входивших в состав Австро-Венгрии, доверие людей к государству выше, чем у их соседей. Исследователи отмечают, что для показателей уровня доверия населения к властям границы 1918 года часто имеют большее значение, чем современные.


                   

       Братья Габсбурги в пожилом возрасте. Слева: Карл V, герцог бугрундский, король кастильский, арагонский, сицилийский, неапольский и пр. и пр., римский император в 1531-1556 годах. Справа: Фердинанд I, эрцгерцог австрийский, король богемский, венгерский и хорватский, римский император в 1556-1564 годах.

     Сразу после распада Австро-Венгрии появились проекты объединения Европы, реализация которых привела в конце концов к созданию Европейского Союза. Самыми яркими идеологами евроинтеграции были такие люди как эрцгерцог Отто Габсбург или  граф Куденхове-Каллерги, австро-венгерский уроженец Японии, род которого уходит корнями  в Брабант, одно из владений Карла Смелого (см. Европеец из Токио)

  Любопытно, что Брюссель, Гаага, Маастрихт - города, в которых расположены общеевропейские органы власти и в которых были подписаны ключевые общеевропейские соглашения - входят в состав бургундского наследства, за которое так долго боролся Максимилиан.

  А мне остаётся лишь завершить рассказ об этом человеке и его родственниках музыкой для тех, кто желает глубже прочувствовать дух эпохи маньеризма:




      Лука Маренцио, "Причудливые птицы". 1585 год.

     И добавить бонус для тех, кому интересно, что ещё, помимо мадригалов XVI века, слушал автор при написании этого текста:



       Лирическая героиня песни "Спокойной ночи, луна" американской группы Shivaree (французское слово, использующееся в Луизиане дла обозачения серенады) рассказывает о том, что в бассейне водится акула, на ветках дерева сидит видьма, на парапете - чёрный ворон, а под кроватью - кто-то ещё, и что она спит с включенным телевизором, не расставаясь со своим оружием, ведь она всего лишь маленькая девочка, которая не знает, что делать, и что если скоро не взойдёт солнце, всё может быть кончено очень быстро. В общем, причудливая песня. Думаю, она понравилась бы людям эпохи маньеризма.

                                                                   (КОНЕЦ)


                                     
Tags: bohemia, cogito, felix austria, mamertini
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 287 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →