Я полагал цикл о василисках завершённым, но читатели убедили меня в обратном. Гости "Манускриптов" сочли, что слишком многое осталось недоговорённым. Конечно, осталось. Тема власти, психопатии и психопатизации социума столь огромна, что при желании я мог бы заниматься ей по меньшей мере до Рождества. За скобками остался целый ряд аспектов описанного явления.
Например, медикаментозный. Некоторые лекарства, в частности, антидепрессанты, которые в ряде стран принимает четверть, а то и треть населения, вызывают у пациентов эмоциональное отупение и снижение чувства ответственности, т.е. делают их мышление и поведение более психопатичным. Другой незатронутый аспект - гендерный. Среди мужчин психопатия распространена по крайней мере в три раза шире, чем среди женщин, а среди криминальных психопатов на долю сильного пола приходится до 95%. При этом есть авторы, которые утверждают, что некоторые женщины умеют инстинктивно распознавать психопатов по походке и выражению глаз, подобно тому, как сами крими-психопаты безошибочно выделяют в толпе потенциальных жертв.
Однако если кого-то интересуют фармакология и гендерные отношения, ему придётся разобраться с ними без моего участия. Для моих немолодых ног этот лёд не только чересчур тонок, но и слишком скользок. Я не собирался и не собираюсь составлять энциклопедию психопатии. Мои намерения были куда скромнее, и начиная этот цикл, я обозначил их: мне всего лишь хотелось прогуляться по территории, на которой господствует милейшая everlasting_cat, вечно обнаруживающая психопатов и социопатов там, где я вижу герцогов и лордов.
Вдохновившись волшебным токайским, я вступил в Кошкины владения и сражу же столкнулся с ярким феноменом нашей эпохи - глорификацией психопатии в научно-популярной литературе и массовой культуре. Оценив потенциальную опасность явления, я решил поделиться своими наблюдениями с читателями. Эта цель определила структурy цикла: в первых трёх частях я постарался показать сам феномен, а в четвёртой - его обратную сторону.
Эта же цель обусловила и порядок выхода героев на сцену. Я был с вами честен и с самого начала говорил о василисках как о существах, превращающих всё вокруг в пустыню. Однако никто не ассоциирует себя с людьми, погибшими в VI веке на константинопольском ипподроме. Зато каждый может представить себя на местe людей, в наши дни потерявших работу в результате сокращения штатов в крупной корпорации. Tаковы особенности человеческого восприятия. Я знал это, поэтому начал со святой императрицы Феодоры, а закончил кризисным менеджером Элом Данлэпом.
В итоге всё получилось лучше, чем я ожидал. Тема василисков всколыхнула ЖЖ и окрестности. Спасибо всем, кто принял учaстие в её обсуждении. Комментаторы дали мне ссылки на неимоверное количество книг, фильмов и сериалов, в которых фигурируют герои-психопаты. О существовании некоторых из этих произведений я просто не знал, другие были известны мне лишь по названиям (это лишний раз подтверждает, что многие читатели "Богемских манускриптов" куда образованнее и информированнее их автора в самых разных областях жизни).
Одни из посетителей прошли психопат-тест профессора Хаэра и выложили полученные результаты. Другие поделились собственным опытом, например, рассказали, что их коллеги по работе вовсю подражают таким теле-психопатам, как доктор Хаус или камбеpбэтчевский Шерлок. Отдельной благодарности заслуживают читатели-пожарные, подтвердившие, что Кевин Даттон верно описал состояние, возникающие у них, когда нужно идти в огонь (см., напр. http://bohemicus.livejournal.com/95002.html?thread=16779034#t16779034).
Спасибо и тем, кто расширил дикуссию за пределы "Богемских манускриптов". Увв. galkovsky, pioneer_lj
Читая реплики некоторых из вышеназванных (а также неназванных) блогеров, я иногда думал, что у меня получилось даже слишком хорошо. Видимо, я недооценил магическую силу токайского. Оказалось, что в сочетании с парой-тройкой британских бестселлеров и одной афроамериканской песенкой о вуду бутылка венгерского вина способна творить чудеса. Я надеюсь, никто не обидится, если я скажу, что порой реакция коллег по ЖЖ на мои заметки о психопатии и власти выглядела так:
Это вуду оказалось сильнее, чем я предполагал.
Hекоторыe ЖЖ-исты поддались колдовству до такой степени, что заговорили о самом интимном - о своих бизнесах и даже о своих отношениях с властью. На меня произвёл неизгладимое впечатление ув. schegloff, сначала увязавший дату публикации первой части "Василисков" с днём рождения Владимира Путина, а потом создавший теорию, согласно которой в последней серии должно проясниться, по заказу каких сил написан цикл - пропутинских или антипутинских.
Поскольку это выглядело примерно так же, как если бы я начал гадать, пишет ли Щеглов по заказу сторонников или противников Милоша Земана, я подумал, что уже никто не сможет удивить меня сильнее. Hо ув. zadumov смог. Он высказал мысль, что я заключил контракт на рекламу книги Кевина Даттона. A некий аноним в комментариях у ув. pioneer_lj
И это было ещё не всё. В ответ на одну мою фразу о курсах личностного роста, как о курсах повышения психопатичности, ув. shel_gilbo
"Итак, инфантильность поведения наших современников – результат подавления нормальной программы взросления. И в тех случаях, когда обществу нужны взрослые люди, возникают процедуры инициации – то есть искусственного осуществления взросления (полного или неполного – в зависимости от целей инициирующего). <...> Вынужден огорчить Богемикуса, а с ним и всю интеллигенцию оглашением являющегося одной из фигур умолчания нашей цивилизации, но известного психологам факта: запрет на убийство является свойством инфантильной психики, а вовсе не здоровой и тем более не взрослой."
Как нетрудно было предугадать, своё высказывание Гильбо завершил словами: "Я понял произошедшее со мной у Горбачёва, когда уже сам стал взрослым. А через некоторое время я сделал Школу, которая помогает взрослеть другим." Наши соотечественники очень хорошо усваивают сентенцию "десять заповедей не действуют на восток от Суэца", но почему-то не придают значения тому обстоятельству, что сформулировавшие этот принцип джентльмены сами живут далеко на запад от означенного канала и у себя дома заповеди соблюдают. Это действителньо огорчает.
Ещё более впечатляющей былa полемикa с ув. galkovsky'м о значении слова "психопат". Я ничуть не сомневаюсь в благонамеренности Дмитрия Евгеньевичa, но в данном случаe благими намерениями вымощена дорога... к украинскому телевидению. Наша дискуссия была уже завершена, когда ув. a_kashtanov дал мне ссылку на репортаж украинского телеканала "Интер", озаглавленный "Великобритания после ядерной войны хочет оставить у власти психопатов". Речь шла о том, что англичане рассeкретили некоторые планы, составленные в 80-х годах прошлого века. Корреспондент "Интера" Светлана Чернeцкая передала из Лондона следующее:
"Речь об операции Министерства внутренних дел страны в 82-м. Ведомство отрабатывало варианты жизни после ядерной атаки.Так вот, один из них заключался в передаче власти психически больным людям. Автором такой во всех смыслах "безумной" идеи была научная сотрудница МВД Джейн Хогг. И аргументировала она свое предложение так: психопаты исключительно хорошо проявляют себя в кризисных ситуациях: действуют умно и последовательно. А кроме всего прочего, не испытывают чувств к другим и не ограничены моральным кодексом. Правда, 30 лет назад ее начальство усомнилось во вменяемости идеи с привлечением душевнобольных к управлению пост-апокалиптической страной." http://podrobnosti.ua/power/2014/10/31/1000755.html
Очевидно, что Джейн Хогг и Светлана Чернeцкая используют слово психопат в совершенно разных значениях, причём сама Чернeцкая этого не понимает. Не понимают этого и редакторы "Интера", в результате чего в эфир попадает абсурдный репортаж. При разговоре о феноменах англосаксонской культуры и политики бытовое русское значение слова "психопат" совершенно неприменимо. Поскольку Галковский - не Чернeцкая, он этого не понимать просто не может. Значит, у него были другие причины затевать совершенно византийский по духу и грозивший продлиться до Пасхи диспут.
Дело, конечно, не в слове. Дмитрия Евгеньeвича обеспокоило нечто иное. Думаю, он, как и многие другие юзеры, увидел в моих текстах нападки на элиту. Оскорбление величия, как сказали бы римляне императорской эпохи. Общее настроение вceх, кого встревожили "Василиски", выразил ув. zadumov: "Видимо, я человек верующий и мне больше нравится благословение свыше, чем хладнокровный ящер внутри. <...> В любом случае, предпочитаю считать элиту лучшей частью общества, а не забавными человечками, которые кидают на рельсы незнакомцев в целях спасения человечества." Их беспокойство усугубилось тем, что именно от меня они не ожидали ничего подобного. Как выразился ув. pioneer_lj
Должен заметить, что люди, приписывающие мне воспевание элиты вообще и аристократии в частности, очевидным образом путают форму и содержание текста. Если я когда-то что-то воспевал, то в первую очередь это были такие вещи, как Надгробная речь Перикла (для демократической системы имеющая не меньшее значение, чем Нагорная проповедь для христианства) или Каталонская присяга («Мы, равные тебе, клянёмся признавать тебя, равного нам, своим королём и правителем, при условии, что ты будешь соблюдать все наши свободы и законы; но если нет, нет.»). Об аристократии же я всегда говорил следующее:
"Hаёмники и пираты, банкиры и юристы, торговцы шерстью и аптекари в течение нескольких поколений стали сначала гонфалоньерами справедливости и консулами республик, а потом - герцогами и графами. Молодые львы пришли в мир, чтобы взять всё. Как ни странно, у них это получилось. <...> Выйдя на авансцену, монархия и аристократия стали невероятно преувеличивать собственное значение в прошлом. Они совершили нечто вроде культурной революции, убедив окружающих в древности и традиционности своего современного положения (дело осложнялось тем, что оба института находились в постоянной оппозиции друг к другу)." (Недоразумение-II: Молодые львы)
"Дело не в людях, дело в корпорациях. Как люди, Лобковицы ничем не превосходят своё окружение. Они не умнее, не мужественнее, не благороднее, не красивее любого среднестатистического чешского семейства. При коммунистах, когда значение аристократии было сведено к нулю, никто из них никак себя не проявил. <...> Но клан такого масштаба, как Лобковицы, сам по себе является корпорацией. И как только ситуация изменилась, они снова собрались в клан и начали действовать по законам корпорации. <...> Поэтому вопрос "любят ли чехи свою аристократию?" не имеет смысла. Разумеется, не любят. <...> Люди не любят аристократию. Но они ценят свои права и свой суверенитет, поэтому признают за аристократией её права. Аристократы - это всего лишь те, чьи предки чуть раньше других добились суверенитета." (Визит к феодалу)
"В конце концов, принадлежность к детям богов - это всего лишь доступ к информации и ресурсам. Наличие высшего образования и загородного дома в сочетании с неприкосновенностью личности и возможностью путешествовать cформируют аристократическое мироощущение у каждого человека. Блага жизни, доступные западному среднему классу, никого не сделают князем Строцци (ведь чтобы быть Строцци, нужны ещё семисотлетняя традиция, воспетый Данте виноградник и место консультанта в нескольких международных банках), но если у человека под капотом столько же лошадиных сил, сколько в иные времена было в отряде у средней руки барона, то он и ощущает себя кем-то вроде барона." (Дети богов)
Вот это и есть те самые тексты, из-за которых меня называют певцом аристократии. Никакой мистики крови. Tолько констатация, что предкам аристократов чуть больше повезло в жизни, чем нашим. Но некоторые читатели пытаются найти в моих постах то, чего там нет. Постсоветское общество охвачено утрированным элитаризмом, временами переходящим в элитоманию. Это своеобразная реакция на столь же утрированный советский эгалитаризм. Сегодня в РФ все, кому не лень, стремятся войти в элиту, думают об элите, изучают элиту, рассуждают о её воспитании, мотивировке, целях, средствах, образе мыслей и действий, и т.д. и т.п.
Элита считается лучшей частью общества от Марокко до Японии, это базовая идея любой азиатской культуры. Однако eвропейцы предпочитают правила игры, при которых не очень важно, из кого состоит элита. Куда важнее, что она может себе позволить, а что - нет. B Европе на элиту издавна принято смотреть не как на самую лучшую, а как на самую опасную часть общества. Просто потому, что в политике европейцы оценивают не намерения, но возможности, а возможностей у элиты больше, чем у всех остальных. Понятно, что элита всегда возьмёт своё. Вопрос в том, что останется всем остальным.
Если сегодня европейские элиты состоят из ангелоподобных наследниц герцогских титулов, миллиардеров-филантропов в потёртых джинсах, неподкупных министров на велосипедах и адмиралов сто лет не воевавших флотов, то это благостное состояние достигнуто в результате социокультурных и политико-экономических процессов, начавшихся ещё в античности.
Афинская практика остракизма и римский культ тираноубийства, навечно задрапированный чёрной материей портрет венецианского дожа-узурпатора и лондонский обычай, запрещавший дворянам оставаться на ночь внутри городских стен, идеи христианского милосердия и ренессансного гуманизма, теория общественного договора Руссо и теория разделения властей Монтескьё - всё это и многое другое было направлено на установление границ, которые элита не должна переходить в своём обращении с народом. Причём культура играла в этом процессе даже бóльшую роль, чем политическая борьба.
Ув. philtrius как-то раз назвал "Илиаду" первой и главной книгой европейской цивилизации, и я согласен с его оценкой. Характерно, что уже в этом произведении автор брал на себя право очерчивать границы, которые не должна преступать элита, и оценивал её действия в соответствии со своими предствлениями о добре и зле. Когда Гомер говорит, что на похоронах Патрокла Ахилл "двенадцать отважных сынов благородных троянцев острою медью зарезал, свершив нехорошее дело", он недвусмысленно осуждает полубога за совершение человеческого жертвоприношения.
Европа уже тогда была Европой. Сравните античный подход с подходом доколумбовских цивилизаций Мезоамерики. Там принесение людей в жертву было основой религиозной жизни вплоть до прихода испанцев. Местные элиты творили, что хотели, и никто не смог сказать им: "Хватит!". Неудивительно, что к моменту Великих географических открытий индейские общества оставались на уровне развития древнего Египта.
Очень осторожно, в качестве гипотезы, я предположу, что индейские цивилизации могли быть цивилизациями психопатов. Учитывая, что в древности практики, подобные мезоамериканским, были распространены практически повсеместно, я даже допускаю мысль, что изначально и другие человеческие общества были куда более психопатичными, чем принято судить. Не исключено, что Кевин Даттон, возводящий происхождение первых палеолетических или неолитических элит к психопатам, хотя бы отчасти прав.
В таком случае причиной явления, которое принято называть греческим чудом, следует считать депсихопатизацию или, проще говоря, нормализацию европейских элит (разумеется, только с точки зрения психологии; географические, климатические, экономические и пр. факторы европейских успехов - это отдельные темы). При этом психопаты оказались весьма полезными людьми при осуществления разного рода авантюрных мероприятий, на полях сражений, в неизведанных краях, в кризисных ситуациях и т.д. и т.п. - словом, везде, где нужны бесстрашие, бесчувственность и беспощадность. Имена Кортеса и Писарро приводятся в литературе в качестве примеров явных психопатов - жестоких рассчётливых манипуляторов, не знающих страха, сострадания и совести.
Судя по всему, в обозримом будущем роль психопатов заметно возрастёт. Западные элиты давно научились использовать подставных лиц и чужаков для осуществления непопулярных мер и другой грязной работы. Психопаты идеально подходят на эту роль. Как солдаты для спецопераций, они лучше, чем гурки. Как финансисты, назначаемые ответственными за кризисы - лучше, чем евреи. Если сегодня кто-нибудь заявит, что Бернард Мейдофф построил и обвалил величайшую финансовую пирамиду в истории, потому что он еврей, все только посмеются. Зато если сказать, что этот же Мейдофф натворил дел в соответствии со своей психопатической натурой, в это поверят.
Собственно, это нам и говорят. Например, в чешской википедии в статье "Психопатия" сказано: "Психопатов трудно распознать в обществе. Наоборот, они могут иметь хорошее социальное положение (например, диктаторы). Существует даже мнение, что так называемые корпоративные психопаты (с недостатком эмпатии) могли сыграть большую роль в финасовом кризисе 2007-2008 годов."
Думаю, в ближайшие десятилетия нам постоянно будут демонстрировать устраивающих экономические кризисы бесчувственных психопатов-финансистов, захватывающих власть бесчеловечных психопатов-диктаторов, свергающих диктатуры бесстрашных психопатов-спецназовцев и т.д., вплоть до способных сотворить нечто неописуемое психопатов-атомщиков или психопатов-микробиологов.
Мне было бы проще всего закончить "Василисков" на этой ноте, и все наконец вздохнули бы с облегчением: "А, это опять была какая-то конспирология о британских проделках". Eсли бы я был Британиком, то, скорее всего, так бы и поступил. Но я Богемик. Помимо британских международных бестселлеров, мне известны не переводившиеся на русский труды чешских учёных. Я ни разу не упомянул их, но постоянно деpжал в уме. На первый взгляд, выводы британских и богемских исследователей отличаются только в деталях. Однако это тот самый случай, когда в деталях и нужно искать притаившегося дьявола.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →