Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

vertumn

Галаад. Вестерос. Пуэрто-Рико.

  В конце сентября вышел десятый выпуск "Богемского клуба" - "Путь во тьму, или Teзис Пиренна" Это довольно длинная статья о причинах и обстоятельствах гибели античности и наступления средневековья, в которой я отстаиваю тезис Пиренна изо всех сил, используя в качестве иллюстраций картины классицистов, карты древнего мира и даже фрагменты из одного арабского телесериала о временах первых халифов: https://sputnikipogrom.com/blogs/bohemicus/77740/way-into-the-dark/#.Wds687UW7cs. А данный текст был опубликован в "Богемском клубе" около часа назад https://sputnikipogrom.com/blogs/bohemicus/78782/westeros-puerto-rico/#.Weoc6bUW7cs, и вы можетe обсудить его там, где вам удобнеe.

Collapse )
vertumn

PF-2017: Nouvelle Vague

  С новым годом, с новым счастьем! Жителй США - с новым боссом, а всех остальных - с босса-новой! В последнеe время, садясь к компьютеру, я всё чаще вдохновляюсь каверами, записанными Nouvelle Vague. Это не столько группа, сколько движение. Музыканты из четырёх или пяти стран, включая девять или десять солисток, собираются время от времени в разных составах, чтобы записать на хиты 70-80-х лет каверы в стиле босса-нова. Игра со смыслом слов тут начинается уже с названий: bossa nova по-португальски означает примерно то же самое, что и La Nouvelle Vague по-французски - "новая волна".

    Оригиналы этих песен по большей части были написаны во времена моей юности. Но оригиналы я никогда не слушал - они уже тогда резали мне слух, а сегодня кажутся просто безнадёжно устаревшими. Босса-нова, напротив, и сейчас звучит так же свежо и стильно, как в 60-х. А уж когда её сопровождают фрагменты фильмов Жана-Люка Годара с танцевавшей под совсем другую музыку Анной Каринa, получается нечто, доставляющее мне почти физическое удовольствие. Для тех, кто хочет разделить со мной этот кайф, я подготовил новогоднюю программу, состоящую из одних каверов. Благодаря волшебницам из Nouvelle Vague, панк-рок, нью-вейв и синт-поп в эту сказочную ночь превращаются в босса-нову.
Collapse )
vertumn

Risky business: Пролог

   «Знаете, Билл, за свою жизнь я понял вот что. Иногда надо сказать: "Какого чёрта?" и сделать шаг.» Эту фразу произносит семнадцатилетний герой Тома Круза, надевая чёрные очки, закуривая сигарету и хлопая по колену человека, от которого зависит его поступление в Принстонский университет. Сцена разыгрывается на семьдесят пятой минуте картины "Рискованный бизнес" (1983 г.), входящей как минимум в двадцатку, а то и в десятку моих любимых фильмов. Я испытываю к этой комедии ностальгические чувства.

Collapse )
vertumn

Zubrowka & GB

      Кто-то из коллег по ЖЖ (кажется, ув. egor_prosvirnin) назвал «Отель „Гранд Будапешт“» фильмом, который мог бы снять Богемик. Проигнорировать такую рекомендацию было невозможно. Однако я никогда не гонюсь за новинками, поэтому отложил просмотр этой вышедшей на экраны ещё в 2014 году картины до нынешних рождественских каникул. В один из тех дней, когда городские улицы пустеют, жизнь в благословенной Богемии замирает, а деловая активность её обитателей сводится к сонному гурманству и просмотру сказок, я пустил фильм Уэса Андерсона... и через 5 минут 20 секунд понял, о чём будет этот пост.

      Я не пишу кинорецензий, но иногда излагаю навеянные тем или иным фильмом мысли. Авторам «Отеля „Гранд Будапешт“» хватило пяти минут двадцати секунд, чтобы представить двух героев, обозначить четыре эпохи и показать одну вымышленную страну. Даже если бы я увидел из всего фильма только означенные пять с половиной минут, то и в этом случае вполне мог бы написать пост и об этих героях, и об этих эпохах, и даже об этой стране. Само собой, я не ограничился пятью минутами и посмотрел „Гранд Будапешт“ целиком.

Collapse )    
vertumn

La Migliore offerta

    Вам никогда не приходило в голову, что ведение блога напоминает проведение аукциона? Блогхостинг подобен аукционному дому, блогер выступает в роли аукционатора и лицитатора, а выложенный пост аналогичен выставленному на торги лоту. Запись, не вызвавшaя ни одной реплики, сравнимa с лотом, не проданным даже по стартовой цене. A текст, залуживший тысячи комментариев и ссылок, подобен лотy, ушедшeмy за астрономическую сумму.

  Эта аллегория возникла у меня после просмотра фильма Джузеппе Торнаторе "Лучшее предложение". Сюжет картины разыгрывается в аукционных домах, ренессансных виллах и дорогих ресторанах. Его герои разговаривают афоризмами, по колёсику восстанавливают говорящий автомат XVIII века, выдают фальсификаты за подлинники, а подлинники - за фальсификаты, и, в конце концов, сами оказываются не теми, кем кажутся. Чтобы этого не было мало, в финале действие переносится в Прагу.   

Collapse )
vertumn

Красавицы в стеснённых обстоятельствах

    В 1955 году Роберт Грейвз написал стихотворение "Beauty in trouble". Исторические романы и исследования древней мифологии принесли Грейвзу куда большую славу, чем стихи. Мне доводилось читать и его роман "Я, Клавдий", который англосаксы включают в список 100 лучших книг всех времён, и "Белую Богиню", и что-то об аргонавтах, но в данном случае эти замечательные произведения останутся за кадром, и из всего творчества Грейвза речь пойдёт только об одном стихотворении. Об очень простом стихотворении, которое при желании мог бы написать любой взрослый  и видевший жизнь человек (в 1955 году Грейвзу было шестьдесят).
Collapse )
  
vertumn

Czeski film

   B конце 40-х годов на польские экраны вышeл фильм чешского режиссёра Йoсефа Маха "Никто ничего не знает". Сюжет его был крайне запутан, а на афишах красовался слоган: "НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ - ЧЕШСКИЙ ФИЛЬМ". Так в польском языке появился фразеологический оборот "czeski film", обозначающий нечто хаотичное и абсурдное.

Collapse )
vertumn

Богемия: вид со спины

  Богемцы, люди немногочисленные и трезвомыслящие, всегда понимали, что по сравнению с возможностями великих европейских народов их собственные возможности весьма скромны. Но отнюдь не смущались этим обстоятельством. Ещё в XVII веке Ян Амос Коменский призвал жителей своего маленького отечества не сидеть дома и не ждать, пока немцы, французы или англичане что-нибудь придумают и сделают, а придумывать и делать самим; не ползти по-рабски по чужим стопам, а вырываться вперед и показывать другим свои спины. Сам Коменский послужил прекрасным примером челoвека, показавшего дpугим спину. Он стал основоположником научной педагогики. Общешкольные планы и классно-урочная система - его рук дело. Так что каждый, кому довелось учиться в школе, видел спину Коменского.

  Многие соотечественники последовали примеру Коменского и добились приоритета в  самых разных областях человеческой деятельности, как вполне серьёзных, так и довольно курьёзных.

Collapse )
vertumn

Параллельный мир или Игра в Африку

    Лет пятнадцать назад чешско-британский публицист Бенджамин Курас*, обыгрывая теорию о происхождении всех славян из нынешней Богемии, написал, что русских всегда тянет на их прародину. Если русские не приезжают на танках и не занимают своим гарнизоном Прагу, то они приезжают на джипах и скупают Карловы Вары. Вполне возможно, что сама теория о месте появления славян близка к истине. Но она имеет косвенное отношение к тяге русских в Европу. Прародина славян вряд ли находилась на берегах Рейна или за Пиренеями, но в тех краях нас куда больше, чем в Богемии. И уж куда важнее переезда на Запад нескольких сот тысяч соотечественников стремление русских вернуть в Европу саму Россию.

  Однако наши советские кузены движутся в противоположную сторону. 

  Одни  ЖЖ-исты чётко отделяют русских от советских, другие категорически возражают против такого деления. За рубежом русско-советского противопоставления не существует. Точнее, его нет на уровне терминологии. Тут  все мы - "русские". Но помимо терминологии есть ещё реальность, данная в ощущениях. И на практике разница в отношении к русским и советским чувствуется очень хорошо. Например, она проявляется в восприятии европейцами русской и советской культуры.

Collapse )


vertumn

В кресле зрителя.

  В предыдущем посте я ограничился рассказом о двух книгах, которые ценю превыше остальных. В кино у меня нет столь однозначных предпочтений, и на этот раз я изложу свой взгляд сразу на семь фильмов. Их выбор более или менее случаен, но мой подход к выбранным произведениям, напротив, систематичен. Если в книгах, помимо литературных достоинств, меня привлекает в первую очередь интеллектуальная честность, то фильмы, которые я смотрю, можно разделить на три категории - честные, стильные и добрые (обладать сразу всеми тремя качествами почти невозможно).


  Среди документальных фильмов честные встречаются крайне редко. Недавно я видел какой-то фильм производства ВВС о Первой мировой войне. Они изготовили цветную версию хроники начала ХХ века. Технически всё было сделано мастерски, но текст за кадром... Обрисовывается исходная ситуация: Николай II - суеверный дурак, стрелял ворон; Франц-Иосиф I - выживший из ума маразматик, на сто лет отстал от своей эпохи; Вильгельм II - полусумасшедший, жил в мире своих фантазий; Георг V ... не упоминается. Англичане даже не стали говорить, что их Джордж один сиял во мгле, это подразумевается само собой. В общем, смотреть это можно, но нужно предварительно выключить звук и с большой осторожностью относиться к изображению. Примерно так снимается большинство документальных фильмов. Игровое кино порой бывает намного правдивее.

Collapse )